Основы психологии.
Вычислительная модель мышления
Двое сыновей садятся в лодку и переплывают реку; один высаживается, а другой плывет обратно и тоже высаживается; отец переправляется один, затем в лодку садится тот сын, что оставался на противоположном берегу, переправляется обратно, забирает брата, и они оба переплывают реку. РОП, разрабатывая и проверяя это решение, совершала что-то сходное с решением задачи человеком. С помощью той же эвристики — широкой стратегии исследования и оценки — она оказалась способна решать сходные, но гораздо более сложные задачи.
Две основные черты РОП (а впоследствии и других программ искусственного интеллекта) произвели метаморфозу в когнитивной психологии, дав психологам более подробную работающую концепцию психических процессов, чем все имевшиеся ранее, плюс практический способ их изучения. Первая из этих черт — репрезентация: использование символов вместо других символов или явлений. В РОП вместо слов и взаимоотношений используются цифры, а в хардвере — самом компьютере — группы транзисторов, действующих как бинарные переключатели, имеющие два положения: «включено» и «выключено», отображающие эти цифры.
Специалисты в области когнитивной психологии по аналогии смогли представить образы, слова или другие символы, хранящиеся в уме, как репрезентации внешних событий, а реакции нейронов мозга — как репрезентации этих образов, символов и мыслей. Другими словами, репрезентация соответствует вещи, которую представляет, совершенно не будучи на нее похожей. Однако на самом деле это была старая идея в новой форме: Декарт и Ферма давно открыли, что алгебраические уравнения могут быть представлены графически.
Вторая черта — обработка информации: изменение данных и манипулирование ими программой ради достижения цели. В случае РОП входящая информация — обратная связь на каждом шаге — оценивается на предмет того, куда она ведет, используется для определения следующего шага, хранится в памяти, извлекается из нее в случае надобности и т.д. По аналогии психологи могли рассматривать ум как обрабатывающую информацию программу, превращающую перцептивные данные и другую входящую информацию в психические репрезентации, шаг за шагом оценивающую их, использующую для определения того, каков должен быть следующий шаг для достижения цели, сохраняющую в памяти и извлекающую по мере надобности.
Начиная с 1960-х годов модель обработки информации, «или вычислительная» модель мышления стала ведущей метафорой в когнитивной психологии и дала возможность ученым исследовать внутреннюю вселенную разума, как никогда раньше. Один пример такого исследования показывает, как модель обработки информации позволяет узнать, что происходит в уме. В проведенном в 1967 году эксперименте испытуемым предлагалось как можно быстрее сказать вслух, одинаково или нет называются две буквы, проецируемые на экран.
Когда испытуемые видели изображение АА, они почти немедленно говорили «одинаково»; и когда они видели изображение Аа, то тоже почти немедленно отвечали «одинаково»; однако исследователи, использовавшие весьма чувствительные приборы, зафиксировали небольшое различие. В среднем в первом случае испытуемые затрачивали на ответ 549 миллисекунд, а во втором — 623. Крохотное различие, конечно, но статистически значимое. Что могло быть его причиной? Модель обработки информации рассматривает любой простой когнитивный процесс как серию пошаговых операций с данными. Следующая простая схема последовательности операций, типичный пример таких схем, разработанных конгитивистами, символизирует то, что происходит, когда мы видим и узнаем что-то.