Основы психологии.
Компьютеры и мышление
В качестве первой попытки они выбрали очень ограниченный вид мышления, а именно, доказательство теорем с помощью формальной логики — чисто символический и почти алгебраический процесс. Задачей Саймона было разрабатывать доказательства теорем, «рассекая их на как можно более мелкие части — не только на шаги доказательства, но и нате подсказки, которые приводили к каждому шагу». Потом оба исследователя вместе пытались преобразовать эту информацию в структурную схему, которую можно было бы превратить в компьютерную программу.
После полутора лет работы Саймон и Ньюэлл наэлектризовали аудиторию на симпозиуме по теории информации в Массачусетском технологическом институте, представив описание своего интеллектуального детища, «Логического теоретика».
Используя Джоннак, огромный, примитивный компьютер на вакуумных трубках, эта программа могла доказать многие теоремы формальной логики, затратив на каждое доказательство от минуты до пятнадцати. (Современный компьютер то же самое может сделать в мгновение ока.) «Логический теоретик», первая программа искусственного интеллекта, особым интеллектом не отличалась; она могла доказывать только логические теоремы — примерно с такой же скоростью, как средний студент колледжа — и только если они были представлены в алгебраическом виде.
Тем не менее эта первая компьютерная программа, способная на что-то вроде мышления, была потрясающим достижением. К концу следующего, 1957 года Ньюэлл, Саймон и их коллега Клиффорд Шоу создали гораздо более умную программу, «решатель общих проблем» (РОП), использовавшую несколько широких принципов, общих для многих интеллектуальных задач, в том числе доказательства геометрических теорем, разрешения криптографических проблем, игры в шахматы.
РОП делала первый ход для определения области решения проблемы (области, содержащей все возможные ходы между исходным состоянием и желаемой целью), рассматривала результат, оценивала, приблизил ли ее этот ход к цели, готовила следующие возможные шаги и проверяла их результативность, возвращалась к предшествующему решению, если оказывалось, что направление рассуждений ведет в сторону, и начинала движение снова в другом направлении.
Простая задача, которую РОП решила в начале своей карьеры, выглядела следующим образом (хотя не в словесном выражении, непонятном РОП, а в виде математических символов): Плотного телосложения отец и два его молодых сына должны пересечь быструю реку в густом лесу. Они находят брошенную лодку, в которой можно переплыть реку, но лодка утонет, если будет перегружена. Каждый из сыновей весит 100 фунтов. Два сына вместе весят столько же, сколько отец, а больше 200 фунтов лодка не выдержит. Как отцу и сыновьям пересечь реку?