Основы психологии.
Когнитивная революция
Когнитивная революция оказалась не просто значительным расширением и углублением психологии — она стала необыкновенным, невероятным одновременным возникновением нового знания относительно психических процессов в шести науках. Самое большое воздействие на психологию оказала компьютерная наука. Эта новая область знаний явилась результатом интенсивных исследований во время Второй мировой войны, когда союзники стали испытывать неотложную нужду в вычислительных машинах, которые могли бы быстро обрабатывать большие наборы чисел для управления противовоздушными установками, навигационными приборами и тому подобным.
Однако даже очень высокоскоростные вычислительные машины нуждались в человеке-операторе, который после каждого вычисления определял бы, что делать дальше; это очень ограничивало скорость подсчетов и приводило к ошибкам. К концу 1940-х годов математики и инженеры начали производить машины с наборами инструкций (программ), хранящихся в их электронной памяти. Теперь машины могли быстро и точно управлять собственными действиями, выполнять длинные последовательности операций и принимать решения о том, что следует делать дальше.
Вычислительные машины превратились в компьютеры. Сначала компьютеры решали только числовые задачи, однако математики Джон фон Нейман и Клод Шеннон и другие эксперты-компьютерщики скоро указали на то, что любой символ может представлять символ другого рода. Цифра может означать букву, серия цифр — слово, и математические действия могут отражать связи, выраженные языком. Например, символ «=» может означать «то же самое, что и...», а «*» — «не то же самое, что и...», «>» — «больше, чем...» или «слишком много». Имея набор правил, с помощью которого можно превращать слова в числа и алгебраические закономерности, а потом обратно в слова, компьютер способен выполнять операции, аналогичные некоторым видам человеческого рассуждения.
В 1948 году идея о том, что компьютер может в чем-то функционировать так же, как разум, — в то время это представлялось скорее научной фантастикой, чем наукой, — была высказана фон Нейманом и нейрофизиологом Уорреном Маккуллохом на конференции «Церебральные механизмы в поведении» в калифорнийском технологическом институте. Эта возможность увлекла Герберта Саймона, молодого профессора политических наук из института Карнеги (теперь университет Карнеги — Меллона). Эта должность, впрочем, недостаточно его характеризует. Саймон, сын инженера-электрика, был настолько одаренным, что пропускал некоторые классы в школе и был значительно моложе своих друзей и одноклассников.
Если добавить к этому его неспортивность и острое осознание своей еврейской национальности, не слишком популярной в Висконсине, где он вырос, то неудивительно, что он утешался исключительными академическими успехами. Учась в колледже, Саймон любил представлять себя интеллектуалом, однако на самом деле его интересы были причудливо разнообразны; хотя он стал специалистом в области политических наук, он интересовался и занимался самообразованием в области математики, экономики (за успехи в которой получил в 1978 году Нобелевскую премию), управления, логики, психологии и компьютерных наук.