Основы психологии.
Перспектива
Миллер признался в своей неудовлетворенности и мечте о создании нового центра, где изучались бы ментальные процессы, другу и коллеге, социальному психологу Джерому Брунеру. Брунер разделял его чувства и стремления. Вместе они обратились к Мак-джорджу Банди, проректору университета, добились его поддержки и благодаря финансированию Корпорацией Карнеги основали Гарвардский центр когнитивных исследований. Присвоение ему такого названия заставило Миллера чувствовать себя заявившим об откровенном отступничестве: Для меня даже в 1960 году употребление термина «когнитивных» было вызывающим действием.
Для Джерри [Брунера] такой шаг был, конечно, менее решительным: социальные психологи никогда не были так увлечены бихевиоризмом, как экспериментаторы. Однако для человека, воспитанного в уважении к редукционистской науке, приобщение к «когнитивной психологии» означало категорическую перемену позиции. Оно свидетельствовало о том, что я интересуюсь умом: я заявил об этом в открытую. Таким образом, Миллер возглавил движение, радикально изменившее фокус и методы психологии; возглавляет он его и поныне.
Становление взглядов Миллера типично для того, что в 1960-е годы происходило с психологами-экспериментаторами. Сначала кое-кто, потом многие и наконец большинство изменили крысам, лабиринтам, заряженным решеткам и пищевым подкреплениям при нажатии на педаль ради изучения высших психических процессов У человека. За десять лет движение приобрело такие пропорции, что заслужило название когнитивной революции. В пользу этого работали многие силы. В два предыдущих десятилетия гештальпсихология, личностная психология, возрастная и социальная психология каждая по-своему исследовала психические процессы.
С этим совпали многие открытия в других областях науки (о некоторых мы уже говорили, другие будем обсуждать вскоре), дававшие знания о том, как работает ум. Назовем некоторые из них.
• Специалисты в сфере нейронаук, используя микроэлектроды и другие новые методики, наблюдали нервные явления и клеточные взаимодействия, участвующие в психических процессах.
• Логики и математики развивали теорию информации и использовали ее для объяснения возможностей и ограничений человеческой коммуникации.
• Антропологи, анализируя мыслительные паттерны представителей разных культур, выявляли, какие психические процессы меняются, а какие остаются универсальными и, возможно, являются врожденными.
• Психолингвисты, изучая обретение и использование языка, выясняли, как разум создает сложную символическую систему, которую мы называем языком, и манипулирует ею.
• Специалисты по компьютерам — новый гибрид, включающий логиков, математиков и инженеров — создавали новую теоретическую модель мышления и разрабатывали технику, которая, казалось, была способна мыслить.