Основы психологии.
Теория мотивации и эмоций Бака
Было обнаружено, что младенец начинает плакать, услышав плач другого ребенка, вероятно, проявляя какую-то примитивную форму эмпатии (тот же самый младенец не плакал, услышав магнитофонную запись собственного плача); как мы уже видели, ребенок в возрасте около года реагирует с огорчением на ситуацию, в которой видит и слышит страдающего человека, в возрасте двух-трех лет пытается утешить и даже помочь человеку, испытывающему боль; в еще более старшем возрасте развиваются сложные бескорыстные паттерны поведения, предполагающего оказание помощи.
Такие свидетельства привели к созданию комплексной теории: тенденция реагировать дистрессом на дистресс другого — врожденная, однако эмоция сочувствия и альтруистическое поведение, вызываемое ею, являются продуктами личностного развития и социализации, вырастающими из субстрата эмпатии. Такие примеры можно умножать почти до бесконечности. Могут ли они вкупе с калейдоскопическим множеством данных, накопленных за последние семьдесят лет, быть объединены в единую теорию мотивации и эмоций? Некоторые теоретики полагают, что могут, и выдвигают интегрированные теории. В некоторых из них, как, например, в теории Росса Бака, эмоции рассматриваются как «бегущая строка», отчет о непрерывных изменениях мотивационной системы; другими словами, они являются сигналами, ориентирами, направляющими мотивационную энергию.
Другие ученые, как Роберт Плутчик, считают эмоции цепью событий, вызывающих поведение, направленное на удовлетворение потребности и тем самым восстановление равновесия. Эти два подхода ближе друг к другу, чем кажется: оба рассматривают эмоции как интегральную важнейшую составляющую механизма мотивации и удовлетворения. Теория мотивации и эмоций Бака, одна из наиболее полно разработанных к настоящему времени, включает в себя практически все главные феномены, рассмотренные выше, от соматических До когнитивных, и представляет собой хороший пример того, чем являются современные теории.
Фундаментальными элементами мотивационно-эмоциональной системы в теории Бака, которые он называет «началами», служат основанные на биологии процессы, развившиеся в процессе эволюции. Они включают рефлексы, первичные драйвы (физические потребности) и первичные эмоции, влияющие на индивида на трех уровнях: соматических изменений (через лимбическую систему, гипоталамус, вегетативную нервную систему), внешнего поведения (через центральную и вегетативную нервную системы) и мышления.
Каждый из них, в свою очередь, осуществляет обратную связь с остальными. Диаграмма на рис. 37 представляет эту сложную мотивационно-эмоциональную систему. Можно не разгадывать ее, если не хочется, но даже если вы не станете этого делать, все же с первого взгляда видно, что она соединяет соматическую, таламически-лимбическую и когнитивную теории мотивации и эмоций в единую теорию многих причин. Таков ответ на вопрос «Почему мы делаем то, что делаем?». Он сложен и труден для понимания, ноте, кто хочет получить простой понятный ответ, должны отказаться от психологии и искать его в астрологии, нумерологии и прочих подобных объяснениях поведения человека.