Основы психологии.
Концепция воли
Эта исходная позиция представлялась им важнейшей для статуса психологии как науки. С этой точки зрения, если бы индивид мог действовать по своему усмотрению — если бы значительная часть его поведения определялась свободно действующей волей, а не прошлым опытом и действующими на него силами, — то не могло бы существовать жестких законов, касающихся поведения.
В результате к середине XX столетия термин «воля» в основном исчез из психологии и теперь даже не упоминается в большинстве современных учебников. Однако концепция воли не пожелала умирать; в измененной форме и под другими названиями она продолжает существовать, и для этого имеются веские причины. Во-первых, целью психотерапии является освобождение пациента от контроля неосознаваемых сил.
Это может означать одно: пациент становится способен осознанно взвешивать альтернативы и принимать решения в отношении своего поведения. Но чем, если не волевым актом, является решение? Во-вторых, специалисты в области возрастной психологии нашли, что важнейшим фактором психического развития ребенка является постепенное появление «метакогниций» — осознания собственных мыслительных процессов и способности управлять ими.
Дети медленно обнаруживают, что существуют способы запоминать вещи, формировать стратегии решения задач, категоризировать объекты; они начинают осуществлять сознательный волевой контроль над собственными мыслительными процессами. В-третьих, когнитивная психология предложила современный эквивалент понятия воли для объяснения феномена принятия решений, наблюдавшегося в многочисленных исследованиях мышления и решения задач.
Эксперты по искусственному интеллекту говорят об «исполнительских функциях» программ, имитирующих мышление; другими словами, части таких программ взвешивают результаты, достигнутые к каждому моменту, и определяют дальнейшие шаги. Некоторые теоретики полагают, что человеческий разум подобным же образом использует исполнительные механизмы для принятия решений.
Однако решения, принимаемые программами искусственного интеллекта, полностью предсказуемы, в то время как предсказания решений человека часто оказываются ложными. Почему? Не существует ли в конце концов у человека определенной степени свободы выбора, некоторой свободы воли в пределах волевого контроля? Эту загадку мы подробнее рассмотрим в следующей главе; теперь же достаточно отметить, что как бы ни смотреть на принятие решений — как на полностью предсказуемый исполнительский процесс или как на волевой акт - его мотивация имеет когнитивное происхождение.