Основы психологии.
Изучение мотивации и эмоций
Если бы вы весной сидели на пустынном пляже Лонг-Айленда, то могли заметить самца чайки, яростно отгоняющего самку, вознамерившуюся полакомиться пойманным им крабом; неделей позже тот же самец позволил бы самке урвать кусочек а еще через неделю или около того сам вкладывал бы угощение eй в клюв (еще через день самец взгромоздится на самку при пoлнoм ее согласии). Насколько можно судить, ни одно из этих существ не интересуется тем, почему другой действует так, как действует, и почему он или она тоже действует так, как действует.
Только люди задаются вопросом: «Почему мы делаем то, что делаем?» — возможно, самым важным вопросом, который мы задаем себе, и одновременно фундаментальным вопросом психологии. Первобытные народы имели множество ответов на этот вопрос поведение человека определяется духами, магическими заклинаниями, поеданием определенных частей определенных животных и т.д.
Несколько менее примитивные греки гомеровских времен оказались лишь немного умудреннее: они полагали, что идеи v побуждения напрямую вкладываются в них богами. Однако греческие философы VI — V веков до н.э. совершили исторический прорыв: они стали приписывать человеческое поведение внутренним силам — телесным ощущениям и мыслям.
Впрочем, эти два источника они рассматривали как противостоящие друг другу. Платон, например, полагал, что нами управляют наши желания и только разум указывает лучший путь; благодаря воле достигается равновесие между этими двумя силами.
Идея о том, что страсти — желания и эмоции, которым мы пассивно подчиняемся, — зло, а разум — добро, доминировала в западном образе мыслей многие столетия, воздействуя на таких разных мыслителей, как христианский апостол Павел и совершенный рационалист Спиноза.
Вот как Павел скорбит по поводу силы страстей:
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, а живущий во мне грех.
Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием.
Послание к Римлянам 7: 19—23.