Основы психологии.
Экологический подход к зрительному восприятию
Однако прохладное отношение специалистов в области восприятия к позиции Гибсона скорее явилось следствием того, что он отметал почти все, достигнутое в изучении восприятия другими учеными. Вот типичное высказывание и сона в статье, опубликованной после его смерти: Выводы, которые могут быть сделаны на основании столетия изучения восприятия, незначительны. Знания, полученные из проводившихся на протяжении ста лет экспериментов, противоречивы.
Адекватной теории восприятия мы не имеем; то, что мы получили при изучении ощущений, представляет собой мешанину иллюзий, физиологических курьезов и телесного опыта. Приложения всего этого разочаровывают. Исследованию проблемы восприятия требуется новое начало. Рекомендации Гибсона по поводу того, где должно лежать это новое начало, достаточно разумны: задав вслед за Коффкой вопрос «Почему предметы выглядят так, как они выглядят?», Гибсон продолжает:
Как мы видим свое местоположение в окружающей среде? Как мы видим, движемся мы или нет, и если движемся, то куда? Как мы видим, на что годятся разные предметы? Как мы видим, как что-то делать? Чтобы действительно начать сначала, Гибсон отбросил большинство фундаментальных заключений, сделанных философами и психологами в отношении зрительного восприятия.
Среди них были такие: основой восприятия являются ощущения; внешние стимулы действуют на организм; организм реагирует, мозговые процессы объединяют и интерпретируют информацию; настоящее изучение зрительного восприятия должно начинаться с сетчатки мозга; оптическое движение — нечто, что зрительная система дол ж на компенсировать; окружающая среда лишь отчасти бывает представлена информацией от сетчатки; восприятие в значительной мере зависит от выводов и т.д.
Джеймс Дж. Гибсон выступил в роли новой метлы... Взамен отброшенного Гибсон предложил собственную теорию являющуюся в большей мере философской, чем эмпирической более концептуальной, чем основанной на фактах, и трудной для понимания. Тем не менее к своим взглядам Гибсон пришел на основании экспериментов — сначала изучая движение, а потом формы и другие явления реального мира.
Как уже отмечалось, первые проблески идеи возникли у него в результате исследований, проведенных для Военно-воздушных сил. Гибсон писал об этом так: Мы, я думаю, узнали больше о восприятии объектов, чем могли бы, проводя стандартные лабораторные эксперименты по восприятию формы. Для начала у меня возникло подозрение, что никто никогда на самом деле не видит в жизни плоской фигуры, то есть картинки. Человек видит постоянные трансформации перспективы, бесконечность форм, которые каким-то образом определяют образ объекта.