Основы психологии.
Видеть глубину
Так или иначе перемещения глаз и головы снабжают зрительную кору частью информации, необходимой для восприятия движения. Это доказывают исследования последовательных образов. Если испытуемый какое-то время смотрит на светящийся объект, а потом переводит взгляд на относительно темную область, он видит последовательный образ света.
Если испытуемый перемещает взгляд, последовательный образ перемещается в том же направлении, хотя источник последовательного образа — утомленный участок сетчатки — положения не меняет. Это означает, что зрительная кора, получающая информацию о том, что глаза движутся, но изображение не перемещается по сетчатке, интерпретирует ее как означающую слежение глазами за движущимся предметом.
Другой эксперимент, подтверждающий те же данные, был проведен в 1950-е годы немецким исследователем фон Холстом. Он временно отключал глазные мышцы добровольца-испытуемого, так что глаз не мог поворачиваться влево, а потом инструктировал испытуемого двигаться в том направлении. Глаз оставался неподвижным, но человек видел перемещающиеся влево предметы. Затем экспериментатор механически поворачивал глаз испытуемого влево, и поле зрения испытуемого, как и ожидалось, перемещалось вправо.
Наконец, испытуемый получал инструкцию перевести обездвиженный глаз влево, одновременно механически поворачивая его вправо; при этом испытуемый не видел никакого движения, поскольку два воздействия взаимно уничтожались. Видеть глубину В природе, в отличие от лаборатории, ни форма, ни движение не существуют отдельно от трехмерности пространства; чтобы понять восприятие формы и движения в повседневной жизни, необходимо понимать и восприятие глубины.
Ученые давно рассматривают его как центральную проблему психологии восприятия; если привести перечень литературы по вопросу восприятия глубины, он займет более половины настоящего тома. Основной вопрос всегда был простым и очевидным: каким образом мы видим мир трехмерным, когда наш источник информации — образ на сетчатке — является двумерным?
Почему мы не видим мир плоским, как на цветной фотографии, на которой расстояние и объем определяются лишь на основании размера, перспективы, теней и других подсказок? Именно эти подсказки и являются ответом на вопрос, гласят многие теории. Все они, несмотря на различия, сходятся в одном: восприятие глубины не является ни автоматическим, ни врожденным.
Некоторые теории гласят, что оно возникает вследствие опыта, позволяющего ассоциировать глубину с подсказками; другие — что оно продукт выученных психических процессов, благодаря которым мы оцениваем глубину на основании подсказок.