Основы психологии.
Как мы видим форму вещей?
Брунер и Постмаг использовали тахистоскоп для того, чтобы показывать испытуемые на очень краткий момент игральные карты, большая часть из которых была стандартными, но некоторые представляли собой исключения, как красная четверка пик. Привычка и ожидание заставили двадцать семь из двадцати восьми испытуемых видеть необычные карты как стандартные, однако как только испытуемые узнавали о ситуации, их установка менялась, и они совершали гораздо меньше ошибок при опознании карт.
К 1949 году таких исследований сделалось настолько много, что психологи, позаимствовав термин из дамской моды, стали говорить о «новом облике» в исследованиях восприятия. Примерно десятилетие «новый облик» процветал, накапливая данные о влиянии потребностей, мотивации, установок на восприятие. Затем из-за отсутствия подробной теории, которая объясняла бы процессы, к этому приводящие, движение утратило движущую силу. Однако как раз в этот момент появилась новая мощная теория — теория обработки информации, — начавшая изменять когнитивную психологию благодаря представлению об упорядоченной серии процессов, превращающих ощущения в мысли, а мысли — в действия.
Эта теория утверждает (и приводит экспериментальные подтверждения этому), что такая метаморфоза сенсорной информации на входе совершается благодаря последовательности шагов, включающей очень краткое хранение в органе чувств, кодирование в нервные импульсы, кратковременную память в мозгу, повторение или соединение с известным материалом, долговременную память, извлечение из памяти и т.д. Данная теория позволила психологам говорить о том, как разум перерабатывает входящую сенсорную информацию, и оживила интерес к когнитивному подходу в исследовании восприятия.
К 1970-м годам эта область науки процветала. К этому времени были сделаны и многие важные открытия, касающиеся физиологии восприятия. С тех пор два стиля рассмотрения восприятия, физиологический и когнитивный, существуют бок о бок, внешне противостоящие друг другу, но в действительности сосредоточенные на различных аспектах одного и того же феномена, как мы увидим в дальнейшем. Видеть форму Как мы видим форму вещей? Вопрос может показаться абсурдным — как мы могли бы ее не видеть?
Однако восприятие формы не является ни автоматическим, ни элементарным. Ночью в парке мы замечаем тень и не можем определить, то ли это куст, то ли стоящий человек; мы смотрим на небрежную подпись и не можем решить, начинается ли она с О или С; возвращаясь из путешествия, устав после долгого перелета, мы спешим на огромной автостоянке аэропорта к своей машине, но обнаруживаем, приблизившись, что это другой автомобиль той же модели; мы потому и любим решать головоломки, что нахождение кусочка, который как раз подойдет, представляет собой и вызов, и награду.