Основы психологии.
Понимание зрительного восприятия
Платон предположил, что глаз активно ищет информацию, испуская эманации, которые каким-то образом окружают объекты — визуально ощупывают их, так сказать. Демокрит не соглашался с ним, утверждая, что восприятие действует в противоположном направлении: каждый предмет постоянно создает свои отпечатки на атомах воздуха, и эти подобия, доходя до смотрящего, взаимодействуют с атомами глаза и воспроизводят там изображения; оттуда образы попадают в мозг.
Это было лучшее объяснение, чем предложенное Платоном, но неверное во всех деталях. В 1604 году немецкий астроном Иоганн Кеплер совершил большой шаг к пониманию зрительного восприятия. Сделанные незадолго до того открытия в оптике и усовершенствование оптических инструментов позволили ему понять, что хрусталик представляет собой линзу, которая фокусирует исходящие от предмета лучи и отбрасывает изображение на похожую на экран сетчатку глаза, откуда нервные импульсы передаются в мозг.
С тех пор стал преобладать взгляд на глаз как на камеру; этой метафоре соответствуют факты близорукости, дальнозоркости, астигматизма и возможности их коррекции очками. Однако хотя эта гипотеза валидна в некоторых отношениях, она обманчива в других. Ральф Н. Хабер, долго возглавлявший исследования зрительного восприятия, называет ее «одной из самых действенных, но ошибочных метафор в психологии» и источником «обмана». Какого рода обмана? Во-первых, в камере проецируется перевернутое изображение, и в 1625 году астроном Кристоф Шейнер показал, что это верно и для глаза.
Он осторожно снял внешнюю оболочку глазного яблока быка и сквозь полупрозрачную сетчатку увидел перевернутое изображение всего, на что направлял глаз. Однако если мы видим то изображение, которое формируется на сетчатке, почему мы не видим мир перевернутым? Этот вопрос преследовал психологов на протяжении трех столетий. Другая трудность, порождаемая уподоблением глаза камере, стала ясна с развитием фотографии.
Для получения четкого изображения камера должна быть неподвижна во время экспозиции или, в случае кинокамеры, затвор должен открываться и закрываться много раз в секунду; наш же глаз постоянно перемещается, даже когда мы пристально смотрим в какую-то точку, но при этом изображение не смазывается. Хотя мы не осознаем и обычно не чувствуем этих движений, их можно увидеть с помощью простой процедуры.
Пристально посмотрите в течение примерно двадцати секунд на черную точку в центре рис. 19, а потом быстро переведите взгляд на белую точку и смотрите на нее. Вы заметите иллюзорную решетку черных линий, слегка колеблющихся туда-сюда. Черные линии — это последовательный образ, вызванный временной усталостью рецепторов сетчатки, на которые в течение двадцати секунд падали лучи от белых линий; колебание представляет собой то постоянное движение, о котором шла речь выше.