Основы психологии.
Концепции Фрица Хейдера
Они поручали испытуемому выполнить лабораторное задание, входе работы над которым выяснялось, что требуется помощь двоих присутствующих в лаборатории людей — выпускника и первокурсника (на самом деле оба они были ассистентами экспериментаторов). Каждый из добровольцев обращался за помощью и получал ее. Когда испытуемых потом спрашивали, почему, по их мнению, им помогли, большинство отвечало, что выпускник помог, потому что ему так хотелось, а первокурсник — потому что считал себя обязанным это сделать.
Эти атрибуции основывались не на том, с чем столкнулись испытуемые на практике, а на их предвзятом мнении о социальном статусе и власти тех, к кому они обращались за помощью. Фриц Хейдер, австрийский психолог, предложил концепции: атрибуции еще в 1927 году, но много лет она не привлекала к себе внимания. В 1958 году Хейдер, который давно уже эмигрировал Е Соединенные Штаты, высказал в своей книге «Психология межличностных отношений» предположение о том, что представление о причинности влияют на наше социальное поведение и что мы реагируем не на актуальные стимулы, а на то, что, по нашему мнению, их вызвало.
Вот пример: если жена пытается досадить мужу, не разговаривая с ним, он может подумать, что она чем-то встревожена или что он ее чем-то обидел; его действия будут зависеть не от истинной причины ее поведения, а от того, чему он его приписывает. Хейдер также провел важное различие между атрибуциями, указывающими на внешние причины, и теми, которые говорят о причинах внутренних. Это его высказывание на восемь лет опередило работу Джулиана Роттера, посвященную отличию атрибуции внутреннего локуса контроля от атрибуции внешнего локуса контроля как ключевой личностной черте.
Психологи весьма заинтересовались идеями Хейдера, поскольку знание факторов, побуждающих людей к определенным атрибуциям, очень увеличило бы предсказуемость человеческого поведения. Интерес к атрибуции рос на протяжении 1960-х годов и к началу 1970-х сделался ведущей темой социальной психологии. Однако именно темой, а не теорией: существовало множество мелких гипотез, каждая из которых просто излагала в новых терминах какое-либо из предыдущих объяснений социопсихологического феномена.
Когнитивный диссонанс стал интерпретироваться как отнесение своего поведения за счет того, чем, как предполагалось, должны быть собственные верования и чувства. (Если обстоятельства вынуждают меня плохо обращаться с кем-то, я говорю себе, что этот человек заслуживает плохого обращения и отношу свое поведение за счет восприятия его «истинной» натуры.) Феномен «ноги в двери» также был объяснен заново: если я в первый раз сделаю небольшой взнос в какой-либо фонд, а в следующий раз дам сборщику больше, то это потому, что свой первый взнос я приписываю своей доброте и щедрости. И так далее: обширные области социальной психологии стали приписываться сторонниками атрибуции себе.