Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Выпустите меня! Я отказываюсь участвовать в эксперименте!

Ученик должен был в ответ нажимать одну из четырех кнопок, зажигавших соответствующие лампочки перед учителем. В каждом случае, когда ученик ошибался, учителю следовало наказывать его ударом электрического тока, начиная с самого слабого. При следующей ошибке нужно было наносить следующий по силе удар.

Сначала все шло легко и спокойно: ученик давал правильные ответы, иногда ошибался, учитель наказывал его ударом тока, и эксперимент продолжался. Однако по мере того как ученик делал все больше ошибок и удары тока становились все более сильными (генератор тока, конечно, был муляжом, и никаких ударов «ученик» не получал), ситуация начинала делаться напряженной.

При ударе в 75 вольт «ученик» стонал; при 120 вольтах кричал, что удары стали очень болезненны; при 150 вольтах вопил: «Выпустите меня! Я отказываюсь участвовать в эксперименте!» Когда «учитель» начинал колебаться, стоявший рядом лаборант говорил ему: «Пожалуйста, продолжайте». При 180 вольтах «ученик» выкрикивал: «Я не могу вытерпеть такую боль!», а при 270 начинал выть.

Когда «учитель» колебался или медлил, лаборант настаивал: «Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали». Позже, когда «ученик» начинал стучать в стену и визжать, лаборант сурово требовал: «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали». После 330 вольт, когда в соседней комнате воцарялось молчание — что следовало интерпретировать как неправильный — а следовательно, наказуемый — ответ, лаборант говорил: «У вас нет выбора — вы должны продолжать». Как ни удивительно (сам Милграм был этим поражен), 63% «учителей» действительно продолжали до самого конца.

Это происходило не потому, что они были садистами, наслаждавшимися страданиями, которые, как они считали, они причиняли (стандартные личностные тесты не выявили различий между полностью покорными испытуемыми и теми, кто в какой-то момент отказывался продолжать); напротив, многие из них сильно страдали, выполняя распоряжения лаборанта. Милграм сообщал:

В значительном числе случаев степень напряжения достигала величин, редко наблюдаемых при лабораторных социо-психологических исследованиях. Испытуемые покрывались потом, дрожали, начинали заикаться, кусать губы, стонать, вонзать ногти в ладонь...

В лабораторию входил зрелый и уверенный в себе бизнесмен. Через двадцать минут он превращался в дрожащую заикающуюся развалину, быстро приближающуюся к нервному срыву... и все же он продолжал выполнять каждую команду экспериментатора, повиновался до самого конца.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум