Основы психологии.
Повиновение
Обширное исследование, опубликованное в 1950 году, было осуществлено междисциплинарной командой с психоаналитической ориентацией, приписывавшей предубеждения и ненависть на национальной почве «авторитарной личности», возникающей вследствие определенного стиля родительского воспитания и детских впечатлений. Однако социальные психологи рассматривали такое объяснение как слишком узкое; они полагали, что ответ скорее связан с особой социальной ситуацией, вынуждающей обычных людей совершать несвойственные им жестокости.
Именно для исследования этой проблемы в газете Нью-Хэвена в начале 1960-х годов было напечатано объявление о наборе добровольцев для участия в программе изучения памяти и научения, проводимой Йельским университетом. Приглашались взрослые мужчины, не являющиеся школьниками или студентами; участникам проекта было обещано вознаграждение в четыре доллара (эквивалент примерно 20 долларов теперь) в час плюс оплата проезда.
Были отобраны сорок испытуемых в возрасте двадцати — пятидесяти лет; каждый из них должен был участвовать в эксперименте в одиночку. Участника в хорошо оборудованной лаборатории встречал невысокий подтянутый молодой человек веером лабораторном халате. В это же время появлялся другой «испытуемый», приятный пожилой человек, выглядевший, как выходец из Ирландии. Человек в халате, представлявшийся лаборантом, на самом деле был учителем биологии, а пожилой «испытуемый» — бухгалтером по профессии; оба они являлись помощниками социального психолога, проводившего эксперимент: Стэнли Милграма из Йельского университета.
Лаборант объяснял обоим испытуемым — настоящему и поддельному, — что он изучает влияние наказания на успешность обучения. Один из них должен стать «учителем», а другой — «учеником»; эксперимент заключался в том, что учитель должен наказывать ученика ударом электрического тока каждый раз, когда тот делает ошибку. Двое испытуемых бросали жребий для определения того, кто кем будет. На бумажке, которую вытаскивал настоящий испытуемый, значилось «учитель» (для гарантии такого исхода «учитель» значилось на обеих бумажках, а подставной испытуемый своей бумажки не показывал).
Лаборант отводил обоих испытуемых в маленькую комнатку, где «ученик» садился за стол, а к его запястьям крепились электроды; при этом «ученик» высказывал надежду, что удары током будут не слишком сильными: у него больное сердце. «Учителя» отводили в смежную комнату, откуда он мог разговаривать с «учеником», но не мог его видеть. На столе перед «учителем» стояла большая блестящая металлическая коробка — как ему говорил лаборант, генератор электрического тока. На коробке имелось тридцать кнопок, рядом с каждой из которых значился вольтаж (от 15 до 450 вольт) и имелась пояснительная надпись: «Легкий удар», «Удар средней силы» и т.д. — до «Опасность: сильный удар» рядом с цифрой «435 вольт»; две последние кнопки были помечены просто значком «XXX».