Основы психологии.
Вклад Фестингера в социальную психологию
Стивс выявил 175 зданий, которые могут сильно пострадать; большинство из них находилось в оживленном центральном торговом районе. Городской совет пришел в растерянность, ознакомившись с докладом Стивса и его выводами; предстояла огромная работа. Совет пренебрег рекомендациями и единогласно проголосовал за то, чтобы дождаться разъяснений закона. Стивса назвали паникером, а его доклад — угрозой процветанию города; никаких действий предпринято не было.
17 октября 1989 года Санта-Крус пострадал от землетрясения силой в 7,1 балла. Триста домов было разрушено, а еще пятьсот серьезно пострадали; центральный торговый район лежал в руинах, пятеро человек погибли и две тысячи были ранены. Благодаря своей объяснительной силе теория когнитивного диссонанса легко пережила все нападки. Через двадцать пять лет после того как Фестингер впервые ее высказал и через шестнадцать лет после его перехода от социальной психологии к изучению восприятия опрос социальных психологов показал, что 79% считают его ученым, сделавшим наибольший вклад в социальную психологию; только Левин с 70% приблизился к этому показателю.
Однако один упрек в адрес исследований когнитивного диссонанса отвергнуть было не так просто. Исследователи почти неизменно обманом заставляли добровольцев-испытуемых делать то, чего те в обычных обстоятельствах делать не стали бы (например, лгать за деньги), подвергая их без их согласия трудным или неприятным испытаниям или открывая им такие стороны их личности, знание о которых вредило их самоуважению. Исследователи после эксперимента вводили испытуемых в курс дела, объясняли им его истинную цель, причину необходимости обмана и ценность для науки их участия.
Эти действия бывали направлены на восстановление у испытуемых душевного равновесия, однако критики продолжали настаивать на том, что подвергать людей подобным испытаниям без их информированного согласия неэтично. Эти этические проблемы были присущи не только исследованиям когнитивного диссонанса; в еще более выраженном виде они свойственны и другим разновидностям социопсихологических программ. Особую известность такого рода приобрел эксперимент, проведенный в 1971 году профессором Филипом Зимбардо, социальным психологом из Стэнфордского университета, и тремя его коллегами.
Для изучения социальной психологии заключенных они привлекли студентов-добровольцев для имитации жизни в тюрьме; часть испытуемых должна была играть роль арестантов, другая часть — охранников. Все добровольцы были проинтервьюированы и прошли личностные тесты; двадцать один белый представитель среднего класса был признан эмоционально устойчивым, зрелым и законопослушным и выбран для участия в эксперименте. Испытуемые случайным образом были разбиты на группы арестантов (десять человек) и охранников (одиннадцать человек) для двухнедельного эксперимента.