Основы психологии.
Территория социальной психологии
Его студенты в Берлине называли такие овалы «яйцами Левина», позднее студенты Массачусетского технологического института — «ваннами Левина», а еще позднее студенты университета Айовы — «картофелинами Левина». И яйца, и ванны, и картофелины изображали процессы, происходящие в маленькой тесной группе, сегменте действительности, которую Левин рассматривал как территорию социальной психологии.
Хотя студенты в Берлине рвались на лекции Левина и охотно принимали участие в его исследовательских программах, он, как и многие другие ученые-евреи, невысоко поднялся по германской академической лестнице. Однако его блестящие работы по теории поля, в особенности в приложении к межличностным конфликтам и развитию ребенка, принесли ему признание, и в 1929 году он был приглашен читать лекции в Йеле, а в 1933-м — на полгода в Стэнфорд. В 1933 году, вскоре после прихода Гитлера к власти, Левин уволился из Берлинского университета и с помощью американски? коллег получил сначала временную работу в Корнелле, а позднее — постоянную в университете Айовы.
В 1944 году, реализовав свою давнюю мечту, Левин основал собственный институт социальной психологии - Исследовательский центр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте, где собрал первоклассных ученых и одаренных студентов. Этот институт стал основным центром подготовки американских социальных психологов. Всего тремя годами позднее, в 1947 году в возрасте пятидесяти семи лет Левин умер от сердечного приступа; Исследовательский центр групповой динамики вскоре переместился в университет Мичигана. Бывшие ученики Левина продолжали развивать его идеи и методы.
Изобретательный экспериментальный стиль Левина, далеко опередивший работы более ранних социальных психологов, стал наиболее выдающейся характеристикой данной области. Исследования, вызванные переживаниями Левина в нацистской Германии и его страстным одобрением американской демократии, доказывают это. Для изучения влияния на людей автократического и демократического лидерства Левин и двое его учеников — Рональд Липпит и Ральф Уайт - создали сеть клубов для одиннадцатилетних мальчиков.
В каждом клубе был взрослый руководитель для помощи в организации игр, производства поделок и ТА, который должен был выбрать один из стилей: автократический, демократический или стиль невмешательства. Мальчики из групп, где имелся автократический руководитель, скоро становились недружелюбными или пассивными, те, кем руководил Демократический лидер, проявляли дружелюбие и кооперацию, возглавлявшиеся человеком, отличавшимся стилем невмешательства, оказывались дружелюбными, но апатичными и ленивыми. Левин не скрывал своей гордости полученными результатами, подтверждавшими его веру в благодетельный эффект демократического лидерства и пагубный - лидерства автократического.