Основы психологии.
Клиницист Фрейд и экспериментатор Левин
В 1930-е годы многие психологи-евреи эмигрировали в Соединенные Штаты, и среди них оказались те, чьи взгляды были шире присущих американской традиции. Один из беженцев, Курт Левин, о ком мы говорили выше, всеми признается настоящим отцом этой области науки. Левин занимался гештальтпсихологией в Берлинском университете, и его ученица, Блюма Зейгарник, провела эксперимент для проверки его гипотезы (оказавшейся верной) о том, что незаконченные задания запоминаются лучше, чем законченные. Хотя имя Левина никогда не стало известным широкой публике и сегодня не знакомо никому, кроме психологов, Эдвард Чейз Толмен сказал о нем после его смерти в 1947 году: Клиницист Фрейд и экспериментатор Левин — вот два человека, чьи имена должны стоять на первом месте в истории нашей психологической эры.
Именно их разные, но дополняющие друг друга прозрения первыми сделали психологию наукой, приложимой к реальным людям и к реальному человеческому обществу. Левин, типичный ученый в очках с толстыми стеклами, был редкостью: гениальным ученым, отличавшимся удивительными общительностью и дружелюбием. Он любил и поощрял горячие свободные групповые дискуссии по психологическим проблемам, в которых принимали участие и его коллеги, и студенты; в таких случаях его ум оказывался тем кремнем, который высекал яркие искры — свои гипотезы и идеи изобретательных экспериментов он щедро раздавал, предоставляя другим осуществлять их и получать похвалы.
Левин родился в 1890-м году в деревне Позен (принадлежавшей тогда Пруссии, а теперь — Польше), где его семья владела небольшой лавочкой. Он плохо учился в школе и не обнаруживал каких-либо дарований, возможно, из-за антисемитизма соучеников, но, когда ему было пятнадцать лет, семья перебралась в Берлин, и там Левин интеллектуально расцвел, стал интересоваться психологией и в конце концов получил докторскую степень в Берлинском университете. Впрочем, преподавание психологии там следовало вундтовским традициям, и Левин нашел проблемы, с которыми приходилось иметь дело, мелкими, скучными, не дающими понимания человеческой природы; он стремился к более содержательной психологии.
Вскоре после возвращения в университет по окончании военной службы во время Первой мировой войны Левин обнаружил то, что искал, в гештальтпсихологии, которой занимались Кёлер, возглавивший психологический институт, и Вертгеймер в университете. Первые работы Левина в этой области касались мотивации и притязаний, но скоро он начал прилагать гештальт-теорию к социальным вопросам. Левин рассматривал общественное поведение втерминах «теории поля»; это был способ представления целостного гештальта сил, влияющих на социальное поведение человека.
С этой точки зрения каждый человек окружен «жизненным пространством», или динамическим полем сил, в котором его потребности и цели взаимодействуют с влияниями окружающей среды. Общественное поведение может описываться в терминах напряжения и действия этих сил в сочетании с тенденцией индивида поддерживать равновесие между ними или восстанавливать это равновесие, если оно было нарушено.