Основы психологии.
Изучение «социального бездельничания»
В качестве пациентов они скрытно наблюдали за отношением и действиями персонала в отношении пациентов, что им никогда не удалось бы в качестве исследователей. Среди их смущающих открытий были следующие:
• Стоит врачам признать пациента шизофреником, как они то ли не замечают, то ли неправильно интерпретируют повседневные свидетельства его психической нормальности. Псевдопациентам потребовалось в среднем девятнадцать дней нормального поведения для того, чтобы добиться выписки.
• Персонал, однажды сочтя псевдопациента шизофреником, старается как можно меньше вступать с ним в контакт. Обычно врачи игнорируют даже прямой вопрос пациента и проходят мимо, отводя глаза.
• Сотрудники клиники часто занимаются своими делами или разговаривают друг с другом так, словно пациентов рядом нет.
Дэвид Розенхан, возглавлявший эксперимент, писал: «Обезличение достигало таких пропорций, что у псевдопациентов возникало чувство, будто они невидимы или по крайней мере на них не стоит обращать внимание». В университетской психологической лаборатории шестеро студентов мужского пола сидят в отдельных кабинках с наушниками на головах. Испытуемый А через свои наушники слышит инструкцию экспериментатора: по команде участники А и Д должны в течение нескольких секунд кричать как можно громче.
В следующий раз испытуемый А слышит, что теперь по команде должен кричать он один, потом — что кричать должны все шестеро и т.д. Иногда одинаковые инструкции передаются всем испытуемым, но иногда один из участников слышит неверное указание. Например, участник А слышит, что кричать должны все шестеро, в то время как остальные получают инструкцию молчать. Чтобы скрыть происходящее, при каждой попытке все участники слышат записанный на пленку крик. (Этот эксперимент, как и многие другие в социальной психологии, не мог бы быть даже задуман до появления современной передающей аппаратуры.)
Вся эта чепуха преследует серьезную цель; она — часть серии экспериментов по изучению «социального бездельничания»: тенденции не особенно стараться, когда усилия предпринимает целая группа, если только взнос каждого не может быть опознан и стать известным остальным. Мерой участия в данном случае является громкость крика каждого участника (каждый из них кричит в отдельный микрофон). Когда испытуемый думает, что он кричит на пару с другим участником, в среднем громкость его крика составляет всего 82% от того уровня, которого достигает, когда он думает, будто кричит один. Когда же испытуемый считает, что кричат все Шестеро, его взнос в среднем составляет лишь 74% сольной громкости.
В своем заключении исследователи писали: «Человеческая природа обладает явным потенциалом «социального бездельничания». Мы подозреваем, что социальное бездельничание имеет далеко идущие и серьезные последствия... Оно может рассматриваться как разновидность социальной болезни». Все эти примеры, какими бы различными они ни казались, не могут дать представления о сфере интересов и методах социальной психологии; возможно, впрочем, что они в какой-то мере показывают, чем же занимаются — или не занимаются — социальные психологи. Их эксперименты не касаются лишь того, что происходит в голове человека, как это исследовалось интроспекцией в духе Декарта, Джемса или Фрейда, но и не исследуют такие крупные социологические проблемы, как стратификация, социальная организация, общественные организации.
Они касаются того, что находится в промежутке, — того, что делает или думает индивид в результате действий или представлений других индивидов или того, как человек представляет себе мысли и поступки других людей. Как много лет назад писал Гордон Олпорт, социальная психология — «это попытка понять и объяснить, как на мысли, чувства и поведение индивида влияет действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других». Это скорее не определение, а практическое описание, однако, познакомившись с примерами, мы начинаем понимать, что он имел в виду, и оценивать трудность точного словесного выражения сути социальной психологии.