Основы психологии.
Изучение всей жизни человека
Психиатр Роджер Л. Гулд из Медицинской школы Калифорнийского университета издал несколько статей по теории развития во взрослом возрасте, психоаналитик Джордж Э. Вайлант из Дартмута написал книгу «Адаптация к жизни», психолог Дэниел Дж. Левинсон из Йеля издал книгу «Сезоны человеческой жизни», а писатель Гейл Шихи — «Предсказуемые кризисы взрослой жизни». К 1980-м годам представление о том, что развитие проходит определенные стадии на протяжении всей жизни, стало доминирующей парадигмой возрастной психологии (хотя большинство исследований все еще посвящается раннему периоду жизни); именно такого мнения придерживается теперь и все образованное общество. В отличие от Эриксона, современные ученые придерживаются плюралистических взглядов и изучают все аспекты развития, а не только психосоциальные.
Полученные данные объясняют постепенные изменения личности, социальных отношений, когнитивного развития в терминах биологических влияний, связанных с возрастом психологических изменений, социальных и средовых воздействий, как присущих определенному возрасту, так и происходящих в любом возрасте. Более того, в противоположность оптимистическому мнению Эриксона, согласно которому нормальное здоровое развитие всегда направлено вперед и вверх, преобладающий тон исследований развития в последние годы стал эмпирическим и неприукрашенно реалистичным. Развитие после достижения взрослого возраста рассматривается как серия изменений, а не продолжающееся движение вверх, как адаптация к меняющейся реальности, а не прогресс. Нельзя сказать, что современная возрастная психология пессимистична; напротив, некоторые ее открытия ободряют. Вот примеры.
Подростковый возраст
Многие новые данные об этой стадии касаются знакомых вещей: сексуального поведения, социального развития, борьбы за освобождение от родительского контроля, проблемы с самоуважением и тревожностью. Однако в противоположность давно сушествующему мнению о том, что подростковый возраст — период интенсивного беспокойства, по свидетельствам нескольких современных исследований это не так. Поданным одной работы, 11% подростков имеют серьезные хронические трудности, 32% — временные и вероятно ситуативные, в то время как 57% свойственно «в основном положительное здоровое развитие». Хотя потребление алкоголя и наркотиков, курение, сексуальная активность в подростковом возрасте растут и создают серьезные трудности для некоторых подростков, ряд исследователей считает, что чаще всего такое поведение является «целенаправленным, саморегулирующимся и направленным на решение проблем развития».
Кризисы взрослого возраста
Внимание специалистов по возрастной психологии привлекает трудный переход, перед лицом которого оказываются мужчины и женщины в возрасте сорока — сорока пяти лет, когда их карьера достигла верхней точки, мечты потускнели, дети отдалились от семьи, а физическая бодрость начинает ускользать. Популяризатор науки Шихи назвал такой переход «предсказуемым кризисом»; ученые по большей части говорят о болезненных и трудных «переходных периодах». Одна исследовательская команда пришла к выводу, что только некоторые люди переживают кризис середины жизни и что большинство или успешно, или с трудом его преодолевают.
Другие ученые нашли, что личность взрослого человека вовсе не ригидна и неизменна и полностью определяется обстоятельствами детства, как это считалось ранее; большинство взрослых способны адаптироваться и успешно совершать переход к новым жизненным обстоятельствам. Как пишут Пол Массен и соавторы в книге «Психологическое развитие на протяжении жизни», возможно, «самым важным результатом изучения личности и старения является обновленная оценка потенциала личностных изменений в любой момент жизни».