Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Развитие от альфы до омеги

В отличие от Пиаже и его последователей, которые считали развитие в основном завершающимся к юности или молодому взрослому возрасту, Шекспир предложил более реалистичную картину развития на протяжении всей жизни в знаменитом монологе «Вся жизнь — театр» из «Как вам это понравится», где Жак выделяет «семь возрастов» человека:

Сначала он — ребенок,

Пищащий и ревущий на руках У нянюшки...

Последний акт, кончающий собой Столь полную и сложную исторью,

Есть новое младенчество — пора Беззубая, безглазая, без вкуса,

Без памяти малейшей, без всего.

Думать о развитии, продолжающемся всю жизнь, некоторые психологи начали еще в 1920-е годы; именно тогда были начаты некоторые из самых известных лонгитюдных исследований, описанных выше. Однако их целью было в основном измерить изменения, происходящие с годами, а не выявить процессы, приводящие к этим изменениям. В 1950-м году, впрочем, психоаналитик и исследователь в области возрастной психологии Эрик Эриксон предложил первую подробную модель процесса развития на протяжении жизни, основанную на анализе основных психологических проблем, встающих перед индивидом на каждой из восьми жизненных стадий, и вызванных ими перемен.

Эриксон (1902—1994), хотя никогда не получал высоких степеней, был одним из самых уважаемых ученых Америки и в течение половины столетия занимал профессорские должности в самых известных университетах. Родители Эриксона были эмигрантами из Дании; отец-протестант оставил его мать-еврейку еще до рождения сына; позднее мать Эриксона вышла замуж за педиатра немецко-еврейского происхождения. Эрик рос отверженным вдвойне - в школе его дразнили как еврея, а в синагоге считали изгоем из-за светлых волос и голубых глаз. Эти переживания вызвали у Него особый интерес к борьбе за достижение собственной идентичности в процессе развития.

В юности Эриксон учился живописи и несколько лет считал себя художником, но в Риме, знакомясь с работами Микеланджело и размышляя о собственных достижениях, испытал такое чувство неполноценности и тревоги, что отправился в Вену, чтобы подвергнуться психоанализу у Анны Фрейд. Это принесло ему не только облегчение, но и дало новую цель в жизни: он изучил психоанализ и стал аналитиком, хотя и не получил диплома. В 1933 году, когда к власти пришли нацисты, Эриксон и его жена эмигрировали сначала в Данию, а потом в Америку.

Эриксон работал как психоаналитик, преподавал в Гарварде, Йеле, университете Чикаго (а затем снова вернулся в Гарвард), принимал участие в лонгитюдных исследованиях, проводимых в Беркли, и некоторое время сотрудничал с антропологами, изучавшими две индейские культуры. На основании собственного разнообразного опыта Эриксон разработал теорию развития как длящегося всю жизнь процесса, заключающегося в разных формах психологической борьбы, каждая из которых характеризует определенную жизненную стадию, разрешается приобретением новых знаний и является этапом развития личности.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум