Основы психологии.
Развитие от альфы до омеги
В отличие от Пиаже и его последователей, которые считали развитие в основном завершающимся к юности или молодому взрослому возрасту, Шекспир предложил более реалистичную картину развития на протяжении всей жизни в знаменитом монологе «Вся жизнь — театр» из «Как вам это понравится», где Жак выделяет «семь возрастов» человека:
Сначала он — ребенок,
Пищащий и ревущий на руках У нянюшки...
Последний акт, кончающий собой Столь полную и сложную исторью,
Есть новое младенчество — пора Беззубая, безглазая, без вкуса,
Без памяти малейшей, без всего.
Думать о развитии, продолжающемся всю жизнь, некоторые психологи начали еще в 1920-е годы; именно тогда были начаты некоторые из самых известных лонгитюдных исследований, описанных выше. Однако их целью было в основном измерить изменения, происходящие с годами, а не выявить процессы, приводящие к этим изменениям. В 1950-м году, впрочем, психоаналитик и исследователь в области возрастной психологии Эрик Эриксон предложил первую подробную модель процесса развития на протяжении жизни, основанную на анализе основных психологических проблем, встающих перед индивидом на каждой из восьми жизненных стадий, и вызванных ими перемен.
Эриксон (1902—1994), хотя никогда не получал высоких степеней, был одним из самых уважаемых ученых Америки и в течение половины столетия занимал профессорские должности в самых известных университетах. Родители Эриксона были эмигрантами из Дании; отец-протестант оставил его мать-еврейку еще до рождения сына; позднее мать Эриксона вышла замуж за педиатра немецко-еврейского происхождения. Эрик рос отверженным вдвойне - в школе его дразнили как еврея, а в синагоге считали изгоем из-за светлых волос и голубых глаз. Эти переживания вызвали у Него особый интерес к борьбе за достижение собственной идентичности в процессе развития.
В юности Эриксон учился живописи и несколько лет считал себя художником, но в Риме, знакомясь с работами Микеланджело и размышляя о собственных достижениях, испытал такое чувство неполноценности и тревоги, что отправился в Вену, чтобы подвергнуться психоанализу у Анны Фрейд. Это принесло ему не только облегчение, но и дало новую цель в жизни: он изучил психоанализ и стал аналитиком, хотя и не получил диплома. В 1933 году, когда к власти пришли нацисты, Эриксон и его жена эмигрировали сначала в Данию, а потом в Америку.
Эриксон работал как психоаналитик, преподавал в Гарварде, Йеле, университете Чикаго (а затем снова вернулся в Гарвард), принимал участие в лонгитюдных исследованиях, проводимых в Беркли, и некоторое время сотрудничал с антропологами, изучавшими две индейские культуры. На основании собственного разнообразного опыта Эриксон разработал теорию развития как длящегося всю жизнь процесса, заключающегося в разных формах психологической борьбы, каждая из которых характеризует определенную жизненную стадию, разрешается приобретением новых знаний и является этапом развития личности.