Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Интеллектуальное развитие

Вот некоторые примеры:

• Скорость сердцебиения четырехмесячных младенцев увеличивается, когда объект появляется в поле зрения и когда он исчезает, что говорит об испытываемом удивлении. Это свидетельствует о том, что, в противоположность мнению Пиаже, дети ожидают, что объект будет продолжать существовать. (Однако верным остается наблюдение, что младенцы забывают о предмете, как только он исчезает.)

• Пиаже тестировал детей на «сохранение числа» (способность понимать, что, например, шесть тесно сгруппированных предметов — это столько же, сколько шесть предметов, отстоящих друг от друга на расстоянии), и пришел к выводу, что таковое не происходит до стадии конкретных операций примерно в семилетнем возрасте. Однако в последнее время исследователи используют другие экспериментальные методики, например, «магическую» процедуру, предложенную Рошель Гельман: одна из небольшого набора игрушечных мышей на подносе незаметно убирается или добавляется, пока поднос накрыт тканью. Пятилетние и даже еще младшие дети замечают, что мышей стало меньше или больше, и говорят о том, что одна игрушка убрана или добавлена.

• Ученые, изучающие способность ребенка представлять себе точку зрения другого человека, использовали более естественные методы, чем опыт Пиаже с горами и куклой. Вместо вопросов о том, как, по мнению ребенка, ситуация выглядит в другой перспективе, они предложили ребенку рассказывать разным людям о том, как действует игрушка. Удивительным оказался тот факт, что четырехлетний ребенок использует короткие и простые фразы, говоря с двухлетним, но более длинные и сложные, разговаривая со взрослым. Несомненно, дошкольники менее эгоцентричны и более способны учитывать уровень другого человека, чем считал Пиаже.

• Пиаже утверждал, что дети овладевают концепцией причинности постепенно, на протяжении нескольких лет. Позднее исследователи обнаружили, что он пришел к такому заключению потому, что просил детей объяснить причины ветра и дождя или как работают машины, — вещи, лежащие за пределами их знаний. Если при тестировании обсуждаются предметы, с которыми дети знакомы, результаты получаются иными. В одном из таких экспериментов дети видели мяч, скатывающийся по наклонной плоскости в коробку и исчезающий в ней; в тот же момент из коробки выскакивал пружинный попрыгунчик. Потом коробка, состоявшая на самом деле из двух частей, разъединялась, и было видно, что мяч, который вкатывался в одну часть, явно не мог попасть в другую, из которой тем не менее выскакивал попрыгунчик. Когда это случалось, дети четырех-пяти лет смеялись, хихикали, хлопали и кричали: «Это фокус, верно?», отчетливо показывая свое понимание: такого на самом деле произойти не могло.

• На основании многих экспериментов психологи пришли к заключению, что интеллектуальный рост не происходит по таким ясно очерченным стадиям, какие выделял Пиаже; изменения гораздо более постепенные и накладывающиеся одно на другое, чем гласит его модель. Имеются также свидетельства того, что иногда дети могут совершать — или быть обучены — определенным умственным действиям продвинутой стадии, когда они еще полностью не овладели предыдущей; последовательность шагов психического развития не является инвариантной. Более того, иногда детей можно обучить мышлению, выходящему за пределы той стадии, на которой они находятся. Многие эволюционисты, таким образом, хотя принимают общую концепцию интеллектуального развития Пиаже, теперь считают его схему стадий слишком негибкой и ограниченной.

Робби Кейс из Института образовательных исследований в Онтарио собрал много данных в поддержку собственной схемы из четырех стадий, каждая из которых имеет по четыре параллельных субстадии. Это только одна из попыток пересмотреть предложенную П иаже структуру так, чтобы она включала результаты тридцати лет последующих исследований. В настоящее время можно только гадать, какая из этих теорий займет лидирующее положение. Та, которая этого достигнет, будет включать фундаментальные концепции Пиаже, но пойдет дальше, так же как эйнштейновская физика включила, но пошла дальше ньютоновской.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум