Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Самоосознание, чувство компетентности

В девять месяцев дети все еще тащат в рот и стучат предметами или бесцельно вертят их в руках, но к концу первого года жизни начинают изучать возможное применение предметов: пытаются пить из игрушечной чашки, «говорить» по игрушечному телефону и т.д. Им делается интересно изучать новую территорию, они уползают от матери, крутят все ручки и стрелки, до которых могут дотянуться, открывают дверцы и ящики и все из них вытаскивают. Такие действия демонстрируют то, что многие психологи называют «приобретением компетентности».

Исследовательское поведение, в противоречие с бихевиористской теорией, не является следствием поощрений определенных действий и возникает по собственной инициативе ребенка; он испытывает потребность в изучении собственных способностей манипулировать предметами, вмешиваться в события, расширять свои горизонты. Другим показателем роста чувства компетентности является улыбка двухлетнего ребенка, даже если рядом никого нет, в ознаменование успешного строительства башенки из кубиков, завершения мозаики или надевания платья на куклу. В это же время ребенок начинает осознавать неудачи и их значение для собственного Я. Джером Каган и его коллеги заметили, что в возрасте между пятнадцатью и двадцатью четырьмя месяцами ребенок проявляет беспокойство, если взрослый показывает новую сложную игру, а потом предлагает сыграть ему самому. Игра может состоять в том, чтобы отправить трех игрушечных зверюшек на прогулку, а потом спрятать их под салфеткой, чтобы они не промокли под дождем.

Оказавшись перед лицом такой сравнительно сложной задачи, дети начинают капризничать, плакать, цепляться за мать. Каган интрепретирует это как свидетельство опасения ребенка не суметь запомнить последовательность действий или выполнить их в присутствии взрослого, поскольку в отсутствие наблюдателя ребенок часто пытается повторить предложенные действие или его часть.

Язык и мышление

Пиаже полагал, что язык играет только ограниченную роль в развитии мышления; логическое мышление изначально является нелингвистическим и возникает на основе действий — сначала с предметами окружающего мира, а позднее с умственными образами этих предметов. Однако психологи в Советском Союзе и в Америке нашли доказательства противного. Хотя действительно мышление отчасти носит нелингвистический характер, язык как набор сим волов дает ребенку необыкновенную свободу манипулировать явлениями окружающего мира в уме и соответствующим образом реагировать на новые стимулы без необходимости исследовать их напрямую («Печка горячая — не трогай»). Джером Брунер, известный специалист в области возрастной психологии, давно считает, что язык является важнейшей частью символической системы ребенка и «средством не только представления опыта, но и его трансформации». Вот некоторые свидетельства роли языка в мышлении.

Детям, еще не посещающим детский сад, были показаны три черных квадрата и предложено выбрать один из них. Если они выбирали самый большой, их поощряли. После того как дети учились выбирать самый большой квадрат, им показывали три других, самый маленький из которых имел тот же размер, что самый большой из предыдущего набора; опять поощрялся выбор самого большого квадрата. Однако дети еще не обладали умственными символами, которые говорили бы им «всегда выбирай самый большой»; они продолжали выбирать квадрат той величины, которая раньше приносила им поощрение, хотя теперь это ничего не давало.

Более старшие дети, впрочем, быстро обретали способность говорить себе «выбери самый большой» независимо от абсолютной величины квадратов. Более сложные проблемы также легче решить, если слова направляют мысль. Группе детей девяти-десяти лет было предложено вслух проговаривать свои мысли, решая трудную задачу: нужно было передвинуть шашки из одной позиции в другую за наименьшее число ходов. Другая группа детей такой инструкции не получила. «Разговорчивая» группа решила задачу быстрее и эффективнее, Чем «молчаливая»: намеренное использование слов помогало детям придумывать новые основания для использования того или иного метода и таким образом помогало находить правильные решения.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум