Основы психологии.
Социальное развитие
Муравьиное трудолюбие, которому Соломон (или тот, кто написал «Притчи») рекомендовал нам подражать, касается сбора и заготовки еды в хорошие времена. Однако гораздо более впечатляющей является общественная организация муравьев. С того момента, когда они вылупляются из куколок, они уже полностью социализированы, их крохотная нервная система запрограммирована на то, чтобы автоматически откликаться на химические сигналы и прикосновения других муравьев соответствующим общественным поведением — собирать еду, строить жилище, оборонять его, ухаживать за личинками и царицей.
В отличие от этого, нам требуется пятнадцать — двадцать лет на то, чтобы сделаться относительно социализированными; даже тогда дело не заканчивается, и мы должны приспосабливать свое поведение к меняющимся на протяжении жизни ролям. Уже более половины столетия специалисты в области возрастной психологии собирают данные о процессах социального развития человека. С блокнотом на колене и секундомером в руке они наблюдают за младенцами дома и в детских учреждениях, за дошкольниками и школьниками на игровых площадках и в классах, интервьюируют родителей и предлагают им опросники, записывают и анализируют множество детских разговоров, рассказывают детям начало истории и спрашивают, чем, по их мнению, она заканчивается, изобретают сотни экспериментальных ситуаций для измерения уровня социального развития в разном возрасте, рассчитывают корреляции между уровнем гормонов в крови и типичным сексуальным поведением. Из всех этих (и многих других) данных они сделали множество заключений.
Одни ученые поддерживают психоаналитический взгляд на развитие, другие — социальный, третьи — когнитивный, а некоторые — все три. Мы не будем преследовать цель разобраться в этих подходах, а просто рассмотрим наиболее интересные примеры. Очередность Самый ранний урок социального поведения выучивается в семье; в дополнение к фундаментальному понятию о том, что можно доверять другому человеку, дети узнают о явлении, играющем главную роль в социальных взаимодействиях: об очередности при общении.
Родители разговаривают с младенцем и дожидаются его реакции — звука или улыбки, а потом говорят снова; младенец улавливает паттерн, и к тому времени, когда начинает ходить, еще не научившись говорить, общается с других ребенком, соблюдая очередность. Вот пример из проведенного в 1975 году исследования: Берни, которому тринадцать месяцев, смотрит, как пятнадцатимесячный Ларри засовывает в рот игрушку, и наконец «говорит»:
Берни. «Бу... бу».
Ларри, улыбается в ответ на взгляд Берни.
Берни. «Бу».
Ларри, начинает смеяться. То же самое повторяется еще пять раз. Потом Ларри отворачивается и протягивает игрушку взрослому.
Берни тянется к Ларри. Берни, машет руками и смотрит на Ларри в упор. — «Бу!»
Ларри, оглядывается на Берни и снова смеется. После примерно девяти подобных обменов Берни сдается и бредет прочь.