Основы психологии.
Личностное развитие
Они наблюдают за ростом личности от рождения и стараются выявить силы, ее формирующие. В противоположность специалистам в области психоанализа, которые основывают свод теории развития личности главным образом на том, что слышат от взрослых пациентов, эволюционисты исходят из самых начальных данных. Эти свидетельства раскрывают многие детали и подтверждают значение психоаналитических идей о взаимной привязанности матери и ребенка. Эта тема стала ведущей с 1952 года, когда Всемирная организация здравоохранения опубликовала книгу английского психоаналитика Джона Боулби, изучавшего детей, воспитывающихся в приютах, «Материнская забота и психическое здоровье».
Боулби нашел, что эти дети отстают в эмоциональном и личностном развитии, что он отнес за счет отсутствия материнской привязанности. Боулби предположил, что младенец генетически запрограммирован на определенные виды поведения (плач, улыбки, лепет), которые вызывают заботу и тем самым обеспечивают выживание, и что материнский уход порождает детскую привязанность в сензитивный период развития младенца. Эти особые могучие узы, дающие ребенку ощущение надежности, жизненно важны для нормального личностного развития; без них, говорил Боулби, возникает опасность развития «безэмоционального характера» и постоянная угроза психопатологии.
Взгляды Боулби вызвали огромный интерес — и чувство дискомфорта — в Америке, где рост числа разводов, а позднее женское движение вынуждали все большее число матерей работать, оставляя своих детей на наемных работников, осуществляющих уход. Многие специалисты в области детской и возрастной психологии высказывали сомнения в том, что сензитивный период так специфичен и так важен или что мать настолько незаменима, как утверждал Боулби. Однако большинство соглашалось в том, что в нормальных обстоятельствах привязанность к матери (или замещающему ее лицу) действительно возникает и является главной движущей силой личностного развития.
Интересные данные о вреде, причиняемом отсутствием привязанности, были получены в 1965 году в Израиле при изучении склонности новорожденных улыбаться. Сравнивались группы детей, воспитывавшихся в семье, в кибуце (коллективном поселении, где уход за детьми осуществлялся в больших помещениях профессиональными воспитателями, но где детей в первый год жизни кормили матери) и в приюте. Младенцы в возрасте одного месяца редко улыбаются при виде незнакомого лица, однако делают это все чаше с каждой неделей; такое поведение достигает пика примерно к четырем месяцам, а потом медленно идет на убыль.
В четыре месяца дети из всех трех групп одинаково часто улыбались при виде незнакомого женского лица; к восемнадцати месяцам дети, воспитывавшиеся в семье, улыбались лишь ненамного реже, чем в четыре месяца; воспитывавшиеся в кибуце уступали им по этому показателю вдвое, а воспитывавшиеся в приютах улыбались реже, чем даже в один месяц.