Психотерапия.
Практика индивидуальной психотерапии А.Адлера
Определение
Психотерапии нельзя дать сколько-нибудь точное определение. В словаре можно прочитать: "Психотерапия представляет собой формальный процесс, в ходе которого взаимодействуют две стороны. Каждая сторона обычно бывает представлена одним человеком, но вполне возможно участие с каждой стороны двух или большего числа индивидов. Цель психотерапии заключается в облегчении дистресса, испытываемого одной из участвующих сторон и связанного с ее неспособностью функционировать, или неудовлетворительным функционированием (а также сочетанием того и другого) в следующих сферах: когнитивные функции (расстройства мышления), аффективные функции (страдания или эмоциональный дискомфорт), поведенческие функции (неадекватное поведение). Сторона, осуществляющая лечение, обычно придерживается какой-либо теории, объясняющей происхождение, развитие, постоянство и изменение личности. С этой теорией логически связаны определенные способы лечения. Осуществляющая лечение сторона обычно располагает подтверждениями своей профессиональной компетентности и имеет законное право осуществлять психотерапию".
Краткая характеристика
Психотерапия по Адлеру, по моему мнению, является самой эклектичной из всех существующих направлений психотерапии. Хотя все психотерапевты-адлерианцы придерживаются одной и той же философии и определенного теоретического минимума, неизменных с 1937 года, когда умер Альфред Адлер, методология и подходы к психологическому консультированию, присущие сторонникам этого направления, могут сильно разниться. Так, например, в сборнике "Руководство по новаторским формам психотерапии"(" Справочник инновационных психотерапии", 1981), вышедшем под моей редакцией, пять из сорока шести глав были написаны адлерианцами, и каждый из них предлагал особые, отличающиеся от других, системы терапии.
Можно, таким образом, сказать, что психотерапия по Адлеру основывается на простом философском принципе - социальном интересе ( Gemeinschaftsgefьhl ) и на двенадцати основных теоретических принципах, подробно рассмотренных в сборнике "Индивидуальная психология Альфреда Адлера", вышедшем в свет в 1956 г. под редакцией А. Ансбахера и Р. Ансбахера. В определенном смысле психотерапия преследует две цели : помочь человеку почувствовать себя более комфортно (феноменология) и помочь ему добиться большего успеха ( социальный интерес), лучше защищать как свои интересы, так и интересы других. Мой собственный подход-смесь того, чему я научился у других (психодраме у Морено, конфронтации у Эллиса, индивидуальному анализу у Дрейкурса и общему подходу у Роджерса). И если бы мои учителя увидели меня в практической работе, то, пожалуй, каждый из них был бы в определенной степени разочарован, обнаружив, какой смесью методов я пользуюсь.
Я всегда стремлюсь к трем целям. Первая из них - понимание (психотерапия по Адлеру основывается на когнитивной модели обучения), затем следуют изменения поведения, а затем, как результат лучшего понимания и более успешного поведения, - улучшение эмоционального состояния. Адлер особо подчеркивал то влияние, которое оказывает на поведение человека видение им своего будущего. В соответствии с этими принципами свою главную задачу я вижу в том чтобы попытаться выяснить, чего же в действительности хочет индивид. Сделать это нелегко, поскольку часто сами клиенты этого не знают. Очень важным представляется мне анализ ранних воспоминаний, который клиницистам следовало бы лучше освоить.
Критические замечания
У меня нет критических замечаний по тому подходу к психотерапии , которого я придерживаюсь . Не думаю , что практикующие психотерапевты , знакомые с рядом систем и честные в интеллектуальном плане , могут высказать какую - либо критику в отношении используемых ими подходов , поскольку убежден : каждый психотерапевт , в силу самого характера осуществляемой им деятельности , всегда старается сделать все , на что он способен . Беспокойство вызывают у меня люди , вставшие на тот или иной путь и годами продолжающие следовать ему , поскольку ничего другого не знают или страшатся перемен .
Я думаю , например , о ситуации , в которую попадают некоторые католические священники : они становятся членами того или иного религиозного ордена ( отчасти благодаря безудержному энтузиазму своих матерей ), затем следуют годы подготовки , а потом , возможно , в возрасте тридцати пяти лет , уже став священниками , они вдруг обнаруживают , что не могут больше верить в то , чему их так долго учили . Говоря иными словами , я в первую очередь озабочен не своей ситуацией , а положением тех моих коллег , которые , восприняв в свое время учения классического бихевиоризма или психоанализа - на мой взгляд , учения , ошибочно исключающие все остальное , - теперь оказались замкнутыми в рамках этого учения и не могут от них освободиться .
Преимущество метода , предложенного Адлером , заключается в том , что он основывается на двух простых вещах : на философии социального интереса ( Gemeinschaftsgefьhl ), которая может выступать в качестве основы системы ценностей , и на теории здравого смысла . Эту теорию , кстати , большинство психотерапевтов других направлений не знает и интерпретирует неверно , что неудивительно , так как большинство авторов работ по психологии и психотерапии , словно сговорившись , создавали неверный образ индивидуальной психологии .
Мне удалось достаточно подробно ознакомиться с другими системами благодаря тому , что я был редактором и составителем многих сборников , в первую очередь сборников " Современная психотерапия " и " Руководство по новаторским формам психотерапии ". От Роджерса я перешел к Морено , а от Морено к Адлеру , так что я никогда не был приверженцем какой - то одной системы . И не отрекся от тех систем , которых придерживался ранее , продолжая использовать в своей работе открытия , сделанные Роджерсом и Морено . Но я прежде всего уже тридцать лет являюсь адлерианцем и вполне доволен этим