Основы психологии.
Глоссарий Г-Д
Гештальт-психология (Gestalt psychology) — направление в психологии, возникшее в Германии в первой трети XX века и стремившееся использовать принципы перцепции для понимания памяти и логического мышления.
Гипермнезия (Hypermnesia) — усовершенствование способности запоминать информацию, возникающее в результате многократного тестирования одного и того же материала.
Гипотеза двойного кодирования (Dual-coding hypothesis) — гипотеза, суть которой заключается в том, что слова, которым соответствуют яркие визуальные образы, запоминаются легче, потому что кодируются не только вербально, но и визуально.
Гипотеза дефицита ассоциативных связей (Associative deficit hypothesis) — гипотеза, согласно которой причиной возрастных проблем с памятью является неспособность пожилых людей формировать ассоциативные связи между ранее несвязанными стимулами.
Гипотеза затраченного времени (Total time hypothesis) — предположение, суть которого заключается в том, что объем усвоенного материала есть простая функция количества времени, затраченного на его усвоение.
Гипотеза повторного возникновения (Reappearance hypothesis) — гипотеза, суть которой заключается в том, что при таких условиях, как фотографическая память и посттравматическое стрессовое расстройство, могут быть созданы воспоминания, которые в дальнейшем появляются вновь в той же самой форме.
Гипотеза смещения контекста (Context shift hypothesis) — гипотетический механизм, объясняющий результаты, полученные с помощью методики изучения целенаправленного забывания перечней и заключающийся в том, что инструкция забыть объекты перечня № 1 вызывает смещение их контекста и, если он не будет восстановлен, контекст финального теста становится для них неэффективным признаком воспроизведения.
Гипотеза торможения воспроизведения (Retrieval inhibition hypothesis) — гипотетический механизм, объясняющий результаты, полученные с помощью методики изучения целенаправленного забывания перечней и заключающийся в том, что объекты из перечня № 1 в ответ на инструкцию «забыть» временно оказываются заторможенными и могут реактивироваться в результате их повторной презентации.
Гиппокамп (Hippocampus) — структура мозга, расположенная в медиальной части лобной доли и играющая важную роль в формировании долговременной памяти.
Глубина обработки информации (Depth of processing) — гипотеза Крэйка и Локхарта, суть которой заключается в том, что чем глубже обработана информация, тем лучше она сохраняется в памяти.
Градиент типичности (Typicality gradient) — систематизация объектов одной категории, определяемая рейтингами их типичности.
Группирование (Chunking) — процесс группирования ряда объектов в единое целое, как правило, на основе долговременной памяти.
Долговременная потенциация синаптической передачи, ДПСП (Long-term potentiation, LTP), — процесс, посредством которого синаптическая передача становится более эффективной в результате предшествующей активации нейрона.
Долговременная рабочая память (Long-term working memory) — термин, введенный Эрикссоном и Кинтшем для обозначения способа, которым долговременная память может быть использована в качестве рабочей памяти для выполнения сложных когнитивных действий.
Долгосрочная память (Long-term memory) — система или системы, обеспечивающие способность хранить информацию в течение длительного периода времени.
Дополнение основы слова до целого (Stem completion) — задание, с помощью которого, предъявляя несколько первых букв слова, тестируют его сохранение в памяти.
Дуалистическая теория распознавания (Dual-process theories of recognition) — теория распознавания, которая исходит из того, что суждения о распознавании базируются на двух не зависимых друг от друга формах воспроизведения: на воспоминании и на узнавании.