Основы психологии.
Недостаток метода Аткинсона и Рауха
Что будет, если метод ключевых слов использовать для продуктивного пополнения словаря (поиск иностранного слова, соответствующего английскому слову)? Эллис и Битон (Ellis & Beaton, 1993) ответили на этот вопрос, проведя сравнительное изучение рецептивного и продуктивного пополнения запаса немецких слов при следующих четырех условиях: ключевое слово — существительное; ключевое слово — глагол; повторение (многократное повторение пар немецких и английских слов и собственная стратегия — участники эксперимента сами выбирали предпочтительную для них стратегию).
Метод ключевых слов (особенно с существительным в роли ключевого слова) оказался относительно более успешным в случае рецептивного пополнения словаря по сравнению с его продуктивным пополнением. Почему метод ключевых слов оказался неэффективным для продуктивного пополнения словаря? Когда участникам эксперимента предъявляли английское слово, они сначала должны были подобрать подходящее ключевое слово, а затем использовать его для «получения» подходящего немецкого слова.
Проблема заключалась в том, что зачастую подбор ключевого слова не давал достаточно точной информации для того, чтобы правильно вспомнить немецкое слово. Однако недавно было показано, что метод ключевых слов может быть эффективно использован и при продуктивном пополнении словаря при условии, что он используется в течение продолжительного периода времени. Тагучи работал со студентами Австралийского университета, которые в течение трех месяцев изучали японский язык (Taguchi, 2006).
Те из них, кто прошел тренировку в использовании метода ключевых слов, правильно вспомнили больше японских слов, когда им предъявляли английские переводы, чем участники контрольной группы. Подводя итоги, можно сказать, что есть достаточно надежные свидетельства в пользу того, что при изучении иностранного языка метод ключевых слов может усовершенствовать рецептивное и продуктивное пополнение словарного запаса.
Однако как правило, метод ключевых слов оказывается эффективнее других методов только тогда, когда обучающиеся хорошо овладели им (McPherson, 2004). Сказанное в первую очередь относится к усвоению абстрактных слов, потому что для таких слов гораздо труднее создавать визуальные образы, чем для слов, обозначающих конкретные понятия.