Основы психологии.
Время удержания в памяти
Можно отметить три основные причины. Во-первых, как следует из данных, представленных на рис. 16.3, многократное научение дает кратковременные преимущества. Во-вторых, как отмечают авторы, учащиеся считали, что много-кратное прочтение через неделю обеспечит им лучшее знание материала, чем многократное тестирование (Roediger & Karpicke, 2006а). В-третьих, прочтение более легкое, а потому более привлекательное для учащихся занятие, чем тестирование.
Интеллект-карты
В последние годы возник значительный интерес к методу обучения, основанному на так называемых интеллект-картах (см. обзор Buzan & Buzan, 1993). Интеллект- карта — это диаграмма, в которой, как правило, центральная идея связана разными способами с несколькими другими идеями и/или понятиями. Пример такой интеллект-карты представлен на рис. 16.4. Как видите, информация представлена в весьма гибкой форме.
Однако наиболее важные слова и понятия написаны заглавными буквами и расположены в непосредственной близости от центрального понятия, тогда как менее важные слова и понятия написаны строчными буквами и находятся на некотором удалении от него. Тони Бузан и многие другие специалисты в области образования считают, что по сравнению с традиционным способом делать заметки интеллект-карты имеют несколько преимуществ.
Во-первых, чтобы составить удовлетворительную интеллект-карту, учащийся должен быть активно вовлечен в учебный процесс. Что же касается традиционного способа делать заметки, то это, как правило, либо подчеркивание фраз в книге, либо конспектирование того, что говорит преподаватель.
Во-вторых, понятия, включенные в карту, связаны друг с другом несколькими связями. Можно утверждать, что это более реалистичный и полезный способ презентации информации, чем традиционная линейная презентация в тексте или в обычных записях.
В-третьих, каждое понятие, как правило, сформулировано одним-двумя словами, которые выражают самую суть идеи, тогда как только специалистам по составлению заметок удается избегать включения в них тривиальных деталей.
В-четвертых, способствуют образованию ярких зри-тельных образов, которые запоминаются лучше, чем простой текст.
В-пятых, многие интеллект-карты выполняются разными цветами, что облегчает обнаружение понятий, принадлежащих к одной и той же категории, тогда как традиционные записи почти всегда выполняются в одном цвете.