Основы психологии.
Эффект тестирования
Суть эффекта тестирования заключается в том, что материал дольше сохраняется в памяти, если она тестируется в процессе научения. Убедительные доказательства того, что эффект тестирования достаточно заметен, содержатся в: Roediger & Karpicke, 2006а. Базовый сценарий заключался в том, что учащиеся читали прозаический отрывок, в котором освещался какой-то научный вопрос общего характера, и старались запомнить его. Эксперименты проводились при следующих условиях:
1. Многократное прочтение. Отрывок прочитывался четыре раза без тестирования.
2. Однократное тестирование. Учащиеся прочитывали отрывок три раза, после чего старались вспомнить как можно больше изложенной в нем информации.
3. Многократное тестирование. Отрывок прочитывался один раз, после чего учащихся трижды тестировали. Тесты проводились спустя пять минут и спустя одну неделю после прочтения.
Результаты представлены на рис. 16.3. Когда тестирование проводилось спустя пять минут после прочтения, наиболее эффективным оказалось многократное прочтение, а наименее эффективным - многократное тестирование. Однако картина кардинально изменилась, когда тестирование проводилось спустя неделю после прочтения (это и есть эффект тестирования), и именно эти результаты наиболее релевантны успешной подготовке к экзаменам. Поражает величина эффекта тестирования: при многократном тестировании участники эксперимента вспомнили в среднем на 50% больше, чем при многократном прочтении.
Такая разница вполне объясняет, почему одни учащиеся успешно сдают экзамен, а другие проваливаются! Чтобы закончить обсуждение вопроса о пользе тестирования, осталось сказать еще несколько слов. Группа авторов предъявила участникам своего эксперимента двадцать слов из наречия жителей Уганды и их переводы на английский (Pashler, Cepeda, Rohrer & Wixted, 2005). Сразу после предъявления следовало тестирование: экспериментаторов интересовало, вспомнят ли испытуемые английские переводы, когда им будут предъявлены слова на угандийском наречии. Одни участники эксперимента получали обратную связь: после каждого неправильного ответа им сообщали правильный, а другие — нет.
Наибольший интерес представляет то, что через неделю экспериментаторы получили правильные ответы на те вопросы, на которые вначале были получены неверные ответы. Испытуемые, получавшие обратную связь, дали почти в пять раз больше правильных ответов, чем те, кто не получал ее. Эти данные свидетельствуют о том, что тестирование с обратной связью еще более эффективно, чем тестирование без нее. Практический вывод заключается в том, что ваше обучение будет наиболее эффективным, если вы станете использовать карточки с текстом и картинкой, которые и позволяют протестировать самого себя, и обеспечивают обратную связь. Что бы вы ни делали, не полагайтесь на перечитывание своих записей!