Основы психологии.
Теория РАМ
Именно это и было сделано исследователями, которые для примерной оценки объема внимания использовали измерение объема рабочей памяти (Smith & Вауеп, 2005).
В своем первом исследовании авторы нашли, что индивиды с высоким объемом рабочей памяти правильно отреагировали на 88% целей в задании на проспективную память, а индивиды с ограниченным объемом рабочей памяти — всего на 69%.
Во втором исследовании задание, которое участники эксперимента должны были выполнять одновременно с заданием на проспективную память, было более трудным, что ухудшило результаты выполнения последнего.
Но и тогда результаты индивидов с высоким объемом рабочей памяти были значительно лучше, чем результаты индивидов с ограниченным объемом рабочей памяти (74 и 49% соответственно).
В соответствии с теорией РАМ для успешного функционирования проспективной памяти необходимы эффективные подготовительные процессы внимания и эффективная ретроспективная память, чтобы точно помнить, что требуется выполнить в задании на проспективную память.
В описанных выше экспериментах авторы нашли, что индивиды с разным объемом рабочей памяти отличаются в том, что касается эффективности процессов внимания, но процессы ретроспективной памяти у них сопоставимы (Smith & Вауеп, 2005).
Изложенное выше свидетельствует о том, что теория РАМ получила вполне убедительное экспериментальное подтверждение. Однако представление о том, что мы всегда прибегаем к подготовительным процессам внимания, когда стараемся запомнить то, что нам предстоит сделать в будущем, вызывает определенные сомнения. Часто складывается такое впечатление, что намерение выполнить какое-либо предопределенное действие просто «влетает» в нашу голову.
При изучении проспективной памяти были получены свидетельства в пользу этой точки зрения (Reese & Cherry, 2002). Авторы в разные моменты прерывали испытуемых, выполнявших задание на проспективную память, и спрашивали их, о чем они думают. Лишь в 2% случаев испытуемые ответили, что думают о задании.
Этот результат не соответствует представлению о том, что мы постоянно поддерживаем подготовительные процессы внимания с момента формирования намерения до его осуществления. Однако эти процессы могут происходить за пределами фокуса внимания, а потому не всегда легко фиксируются.