Основы психологии.
Важность общей обработки информации
Авторы сравнили проспективную память молодых (средний возраст 24 года) и пожилых людей (средний возраст 69 лет). Задание на проспективную память состояло в том, что испытуемые каждые три минуты должны были заменять протокол наблюдений. Основным заданием была игра «Mastermind» («Властелин разума»), и испытуемым нужно было определить цвет и положение кнопок, спрятанных от их взоров. Три уровня сложности этого задания создавались за счет изменения количества кнопок и информативности обратной связи.
Результаты оценки проспективной памяти оказались поразительными. Результаты пожилых людей чрезвычайно зависели от необходимости обрабатывать информацию: при высоком уровне сложности практически никто из них не справился с заданием, тогда как результаты молодых людей зависели от сложности задания значительно меньше. Однако не все так просто в том, что касается старения и его влияния на проспективную память. Прежде чем мы начнем сокрушаться по поводу способности пожилых людей реализовывать свои намерения, следует обратить внимание на их поведение в реальной жизни, а не только в лаборатории.
Было проведено несколько натуралистических исследований. Например, чтобы оценить проспективную память пожилых людей, их просили позвонить экспериментатору из дома в определенное время или прийти на какую-то встречу. Оказалось, что с подобными заданиями, связанными с событиями или со временем, пожилые люди справляются гораздо лучше, чем молодые, особенно с заданиями, связанными со временем (см. обзор Henry et al., 2004). Мы точно не знаем, почему это так, од-нако представляется вероятным, что пожилые люди посвящают больше времени размышлению о том, что они должны сделать, и меньше отвлекаются.
Что можно сделать для улучшения проспективной памяти пожилых людей в тех ситуациях, в которых на нее нельзя положиться? Один эффективный подход основан на использовании намерений-планов, представляющих собой детальные планы, разработанные для успешного достижения поставленной цели (гл. 16). Частин, Парк и Шварц (Chasteen, Park & Schwartz, 2001) провели исследование, в котором пожилые люди (средний возраст 71 год) запоминали слова и нажимали клавишу «0» каждый раз, когда появлялся конкретный фоновый паттерн.
Кроме того, они выполняли задание на проспективную память: писали день недели на каждом листе бумаги, который они получали во время эксперимента. Испытуемые в условиях, предполагавших использование намерения-плана, писали название дня недели и говорили вслух, что намерены написать день недели на каждом листе бумаги. Эти испытуемые справились с заданием на проспективную память в 57% случаев, тогда как участники эксперимента из контрольной группы — лишь в 22%.