Основы психологии.
Гипотеза Хикса, Марша и Кука
Они полагают, что когда речь идет о заданиях на проспективную память, гораздо важнее их специфичность, нежели их тип (т. е. связаны они с событием или со временем). Они тестировали свою гипотезу в экспериментах, в которых главную роль играло задание на принятие лексического решения: испытуемые должны были как можно быстрее решить, каждый ли ряд букв образует значащее слово. Были проверены четыре варианта условий.
Испытуемые выполняли два задания, связанных с событием, одно из которых было точно определено (были представлены слова nice и hit), а второе — плохо (были представлены слова, обозначавшие названия животных). Были также два задания, связанных со временем, условия одного из которых были заданы точно (реагировать спустя 4 и 8 минут), а условия второго были заданы неточно (реагировать спустя 3-5 и 7-9 минут).
Степень, в которой эти разные задания на проспективную память замедляли выполнение задания на принятие лексического решения, была принята за меру их «трудоемкости», что представляется вполне логичным, если учесть, что возможности человека обрабатывать информацию ограничены. Какие результаты были получены Хиксом и др. (Hicks, Marsh & Cook, 2005)? Как следует из данных, представленных на рис. 15.2, негативное влияние заданий на проспективную память, связанных с событием, на время принятия лексических решений было меньше негативного влияния заданий на проспективную память, связанных со временем.
Кроме того, нечетко сформулированные задания обоих типов оказывали более заметное негативное влияние, чем четко сформулированные задания. Складывается такое впечатление, что когда намерения индивида сформулированы нечетко, на обработку информации о них требуется больше ресурсов, чем когда они сформулированы четко. Известны два типа заданий на проспективную память, связанных с событием: это задания немедленного исполнения и задания отложенного исполнения (McDaniel, Einstein, Graham & Rail, 2004).
В подавляющем большинстве лабораторных исследований используются задания немедленного исполнения, в которых исполнители могут реагировать, как только появляется релевантная подсказка. Однако в реальной жизни мы часто сталкиваемся с отсрочками и помехами, которые мешают нам выполнить задуманное при появлении релевантной подсказки. Например, выше уже было сказано о том, что многие инциденты и катастрофы с самолетами происходят из-за того, что пилотов отвлекают в тот момент, когда они собираются выполнить какое-то действие.
Задания отложенного исполнения — это такие задания на проспективную память, в которых обстоятельства мешают людям немедленно реагировать действием на появляющуюся подсказку.