Основы психологии.
Типы проспективной памяти
Важно, чтобы у людей были хотя бы две секунды для того, чтобы они могли сформулировать новый план, когда ситуация изменяется в результате того, что их прервали. Не менее важно иметь несколько секунд и в конце прерывания, чтобы вспомнить о намерении вернуться к выполнению прерванного задания. Рекомендации для повседневной жизни таковы: если вас прервали, дайте себе несколько секунд для того, чтобы разработать новый эксплицитныи план, и тогда у вас появится возможность выполнить все те действия, которые вы намеревались выполнить.
Типы проспективной памяти Известно огромное число заданий на проспективную память, каждое из которых имеет свои специфические особенности. Однако большинство из этих заданий можно объединить в две категории, основанные на том, что именно напоминает о необходимости выполнить данное задание. К первой группе относятся задания на проспективную память, связанную с событием, которые включают напоминание выполнить то или иное действие в конкретных обстоятельствах (например, передать сообщение, когда вы увидите определенного человека).
Ко второй группе относятся задания на проспективную память, связанную со временем, которые включают напоминание выполнить то или иное действие в определенное время (на-пример, встретиться с другом в кофейне в 16 часов). Группа исследователей сравнила в рабочей обстановке проспективную память, связанную с событием, и проспективную память, связанную со временем (Sellen, Lowie, Harris & Wilkins, 1997). Испытуемых снабдили жетонами с кнопками, которые они должны были нажимать в определенное время (задание, связанное со временем) или когда окажутся в определенном месте (задание, связанное с событием).
Испытуемые лучше справились с заданием, связанным с событием, чем с заданием, связанным со временем (52 и 33% соответственно), несмотря на то что у испытуемых, получивших задание, связанное со временем, было больше времени на его обдумывание. Чем можно объяснить эти результаты? Одно из принципиальных различий между этими двумя заданиями заключалось в том, что вероятность совершения необходимого действия больше зависела от внешних подсказок в случае задания, связанного с местом, чем в случае задания, связанного со временем.
Испытуемым, получившим задание, связанное со временем, было важно «изобрести» свои собственные подсказки, что может помочь объяснить, почему они потратили больше времени, думая об этом, чем испытуемые, получившие задание, связанное с событием. Представляется логичным признать, что внешние признаки, как правило, выступают в качестве более мощных напоминаний о том, что необходимо совершить то или иное действие, чем внутренние признаки. Если это так, то можно предположить, что людям легче выполнять задания, связанные с событием, чем задания, связанные со временем.