Основы психологии.
Интервьюирование свидетелей
Альтернатива подобного подхода — это последовательное предъявление участников опознания, когда свидетель одновременно видит только одного человека. Результаты сравнения этих двух подходов представлены в: Steblay, Dysart, Fulero & Lindsay, 2001. Последовательное предъявление участников опознания в отсутствие преступника на 50% уменьшает вероятность неправильной идентификации.
Однако в присутствии преступника оно значительно снижает число правильных идентификаций. Объяснение этого феномена заключается в том, что при последовательном предъявлении участников опознания свидетели пользуются более точным критерием, чем при их одновременном предъявлении. Интервьюирование свидетелей Большая часть этой главы посвящена ограниченным возможностям памяти свидетелей. Выявление этих ограничений важно для того, чтобы свести к минимуму вероятность вынесения обвинительного приговора невиновному человеку исключительно на основании свидетельских показаний.
Однако не менее важно проявлять конструктивный подход и разрабатывать эффективные методы интервьюирования свидетелей, цель которых — получить от последних как можно больше точной информации. Исторически сложилось так, что полиции большинства стран используют неадекватные методы интервьюирования. Например, свидетелям часто задают вопросы, допускающие лишь один ответ и дающие очень мало весьма специфической информации (например: «Какого цвета был автомобиль?»). Предпочтительнее задавать вопросы, предполагающие развернутые ответы (например: «Что вы можете сказать об автомобиле?»).
Раньше полицейские часто перебивали свидетелей, когда те собирались что-то сказать. Подобные вещи нарушают течение мыслей свидетеля и его сосредоточенность, в результате ему становится труднее вспомнить релевантную информацию. Третий недостаток техники интервьюирования, которая ранее использовалась повсеместно, заключался в том, что вопросы задавались в заранее предопределенном порядке и интервьюер не обращал внимания на ответы свидетеля.
В течение многих лет психологи неоднократно пытались разработать более эффективные методы получения информации от свидетелей. Особого внимания заслуживает когнитивное интервью (Geiselman, Fisher, MacKinnon & Holland, 1985). Оно базируется на четырех правилах воспроизведения:
1. Ментальное воспроизведение обстановки и любого личного контакта, пережитого в момент преступления.
2. Поощрение сообщений о каждой детали независимо от того, насколько второстепенной она может показаться применительно к главному событию.
3. Попытки описать событие несколькими разными способами. 4. Попытки описать событие с разных точек зрения, включая точки зрения других его участников или свидетелей.