Основы психологии.
Рисование эффективно способствует увеличению объема информации
Однако возможно, самая важная причина заключается в том, что рисование позволяет детям создавать больше собственных уникальных признаков воспроизведения, что, в свою очередь, обогащает их вербальные отчеты. Подводя итоги, можно сказать, что в использовании детей в качестве свидетелей положительный момент заключается в том, что существует несколько способов увеличить объем информации о произошедших с ними событиях, которую они могут вспомнить. Очень важно, чтобы интервьюеры избегали любых проявлений предвзятости, включая и наводящие вопросы. Детей можно научить различать источники информации, чтобы в их воспоминаниях о каком-то значимом событии не было никаких элементов другого события.
Два весьма полезных подхода, которые могут широко использоваться, — воссоздание контекста, в котором произошло обсуждаемое событие, и предоставление ребенку возможности нарисовать событие раньше, чем он начнет отвечать на вопросы о нем. Для понимания развития детской памяти важно разграничивать декларативную и имплицитную память. Задания, выполнение которых требует декларативной памяти, «проходят» фильтр амнезии (для взрослых пациентов, страдающих амнезией, характерны проблемы с декларативной памятью) и фильтр параметра (выполнение заданий, основанных на декларативной памяти, как правило, в гораздо большей степени, чем выполнение заданий, основанных на имплицитной памяти, зависит от изменений в продолжительности научения и в интервалах удерживания в памяти, а также от контекстуальных изменений).
Выполнение таких заданий, как парадигма вертушки с подкреплением и отсроченная имитация, требует декларативной памяти и демонстрирует значительный прогресс на протяжении первого года жизни. Свидетельств заметного улучшения имплицитной памяти в первые годы жизни меньше. Усовершенствование декларативной памяти в младенческом возрасте, возможно, отчасти зависит от развития системы мозга, с которой она связана (зубчатой извилины внутри гиппокампального образования). Что же касается зон мозга, определяющих имплицитную память, то они в момент рождения более развиты. Есть несколько причин, по которым эксплицитная память в раннем детстве совершенствуется.
Во-первых, с возрастом значительно увеличивается объем всех основных компонентов системы рабочей памяти (центрального оператора, фонологической петли и ввода зрительно-пространственной информации). Во-вторых, дети старшего возраста обладают бблыиим запасом релевантных знаний. В-третьих, дети старшего возраста используют более разнообразный набор стратегий запоминания. В-четвертых, у детей старшего возраста более развитая метапамять, т. е. у них больше знаний о своей собственной памяти. Эти четыре фактора взаимосвязаны. Дети старшего возраста могут хуже, чем маленькие дети, справляться с заданиями, требующими эксплицитной памяти, когда более глубокая обработка информации приводит к тому, что они вспоминают или распознают информацию, которая не была ранее предъявлена. В детстве имплицитная память обычно не демонстрирует возрастных изменений.
Имплицитная память основана на более простых процессах, чем декларативная память, и на нее значительно меньше влияют рабочая память, релевантные знания, стратегии памяти и метапамять. Термином «инфантильная амнезия» обозначается неспособность взрослого человека вспомнить какие-либо события, произошедшие, когда ему было меньше 3-4 лет. Одно из возможных объяснений этого феномена заключается в том, что автобиографическая память развивается у детей только после формирования у них чувства Я, что происходит к концу второго года жизни. Другое объяснение заключается в том, что автобиографическая память чрезвычайно зависит от языка и культурных традиций. В пользу этого объяснения свидетельствует тот факт, что дети, чьи родители чрезвычайно подробно обсуждают с ними прошлое, лучше помнят первые годы своей жизни, чем дети, родители которых этого не делают. В настоящее время дети все чаще выступают в качестве свидетелей в судах.
Маленькие дети более подвержены внушению, чем дети старшего возраста, отчасти это связано с тем, что они быстрее уступают социальному давлению. Кроме того, маленькие дети обладают меньшей когнитивной компетентностью и могут сами поверить в свои искаженные воспоминания. Детей-свидетелей ни в коем случае нельзя подвергать воздействию предвзятости интервьюеров. Воспоминания детей могут стать полнее, если они не только дадут вербальный отчет о событии, но и нарисуют его или если будет воссоздан контекст, в котором событие происходило.