Основы психологии.
Свидетельские воспоминания детей
После этого некоторых детей расспрашивал интервьюер-обвинитель, который намекал на то, что дворник проявлял насилие; с другими детьми беседовал оправдывавший дворника интервьюер, намекавший на его невиновность. Третью группу детей расспрашивал нейтральный интервьюер, избегавший каких-либо намеков. Дети описывали действия дворника своим родителям сразу после интервью и спустя две недели.
Свидетельские воспоминания детей были преимущественно точными, если их расспрашивал нейтральный интервьюер, но, как правило, попадали под влияние намеков интервьюера, когда тот был настроен на обвинение или на оправдание. Иными словами, дети говорили, что дворник совершал насилие, когда интервьюер вел себя как обвинитель, и говорили, что он невиновен, когда интервьюер защищал его. Когда впоследствии дети отвечали на нейтральные вопросы своих родителей, оказалось, что их описание события во многом соответствовало тому, что они говорили интервьюеру.
Вам может показаться, что нет ничего удивительного в том, что дети подпали под явное и сильное влияние интервьюера, однако они весьма легко внушаемы и во многих ситуациях, лишенных откровенной предвзятости интервьюера. Брук и Сеси просили детей дошкольного возраста в пяти разных интервью описать два реальных события (например, последнее наказание) и два вымышленных события (например, как они видели, что вор украл еду).
К третьему интервью почти все дети уже считали, что оба вымышленных события произошли на самом деле. Большинство детей продолжали утверждать, что вымышленные события произошли на самом деле, когда их позднее расспрашивал новый интервьюер, проинструктированный вести себя максимально нейтрально. Детские описания подлинных и вымышленных событий были похожи друг на друга и по числу спонтанных утверждений, и по числу деталей (например, о разговорах). Оценка Почему под влиянием внушения маленькие дети систематически «выдают» искаженные отчеты о событиях? Это определяется двумя основными факторами (Roe- bers & Schneider, 2005).
Один фактор — социальная уступчивость. Маленькие дети могут поддаться социальному давлению и испытывать недостаточную социальную поддержку даже тогда, когда их собственные воспоминания точны; вероятность этого особенно велика, когда их интервьюирует человек, который значительно старше их самих. Другой фактор — когнитивная некомпетентность. Маленькие дети могут поверить в свои собственные искаженные воспоминания в силу ограниченных возможностей обработки информации, внимания или языка.
Свидетельства в пользу этого второго фактора получены авторами многих исследований (см. обзор Bruck & Melnyk, 2004). В этих исследованиях дети продолжали «выдавать» ложные воспоминания даже после того, как их предупредили, что предположения интервьюера могут быть ошибочными.