Основы психологии.
Насколько точно дети вспоминают разные события?
Между воспоминаниями о травматичных и нетравматичных событиях много общего. В частности, такие переменные, как возраст, отсрочка и природа события, влияющие на нетравматические воспоминания, являются также и важными детерминантами травмы в раннем детстве. Возраст в момент события представляется решающим фактором, определяющим возможность сознательного доступа к воспоминаниям о травматичном событии (Cordon et al., 2004).
Основная проблема, возникающая в связи с использованием детей в качестве свидетелей, заключается в присущей им внушаемости, что может привести к системным ошибкам в их воспоминаниях о событиях. В принципе, внушаемость ярче проявляется в младшем детском возрасте, чем в старшем (см. обзор Bruck & Ceci, 1999). Установлено, что от трех до четырех лет внушаемость возрастает, после чего с возрастом она уменьшается, и десяти-, двенадцатилетние дети не более внушаемы, чем взрослые (Bruck & Ceci, 1997).
В этом исследовании детям читали рассказ о первом школьном дне девочки по имени Лорен. На завтрак Лорен ест яйца, потом у нее начинает болеть живот, о чем она забывает, когда ей разрешают поиграть с игрушкой другого ребенка. Вводящую в заблуждение информацию детям навязывали, задавая вопрос: «Ты помнишь рассказ про Лорен, у которой разболелась голова, потому что она слишком быстро съела свой сириал?1 Потом она почувствовала себя лучше, когда смогла поиграть с игрушкой своей подруги?»
Такие вопросы называются наводящими, потому что в них содержится информация для правильного ответа. Затем детей тестировали индивидуально, проверяя их понимание текста, после чего экспериментатор уходил. Спустя два дня их снова тестировали индивидуально и предлагали на выбор пары картинок. На одной из них была изображена Лорен, которая ест яйца, на другой — Лорен, поедающая сириал; другая пара картинок изображала Лорен с головной болью и Лорен, страдающую от боли в животе.
В отсутствие вводящей в заблуждение информации (так называемого наводящего вопроса) результаты тестирования лишь незначительно зависели от возраста. Напротив, когда предъявлялась вводящая в заблуждение информация, воспоминания детей младшего возраста оказывались менее точными. Результаты исследования Сеси и соавторов позволяют предположить, что память детей младшего возраста более подвержена искажению, чем память детей старшего возраста (Ceci, Baker & Bronfenbrenner, 1988).
Но насколько внушаемы дети, когда их расспрашивают о таких эмоциональных событиях, как физическое или сексуальное насилие, свидетелями которых они стали? Томпсон и соавторы предприняли попытку ответить на этот вопрос (Thompson, Clarke-Stewart & Le- pore, 1997). Пяти- и шестилетние дети стали свидетелями одного или двух событий.