Основы психологии.
Дети как свидетели
Однако результаты изучения детской памяти находят и очень важное практическое применение. Например, при расследовании преступлений детей все чаще расспрашивают о том, что они видели и пережили в качестве жертв или свидетелей преступления (показания взрослых свидетелей рассмотрены в гл. 14). В Англии и в Уэльсе одна из причин этого заключается в том, что в 1992 году министерство внутренних дел и министерство здравоохра-нения признали допустимым использование в судопроизводстве по уголовным и семейным делам интервью с детьми, записанных на пленку.
Обсуждению подлежат два центральных вопроса.
Первый вопрос — это точность и надежность детских показаний о якобы совершенных преступлениях.
Второй вопрос — какие шаги нужно предпринять, чтобы добиться максимальной точности этих показаний?
Первый вопрос мы рассмотрим в этом разделе. Второй вопрос будет рассмотрен в следующем разделе. Выше уже отмечалось, что маленькие дети достаточно полно вспоминают незаурядные события, особенно если при этом им предъявлены надлежащие стимулы. Например, авторы одного исследования изучали воспоминания пятилетних детей о посещении Еврейского музея в Нью-Йорке (Fivush, Hudson & Nelson, 1984).
Посещение музея включало объяснение археологических методов, кроме того, детям была предоставлена возможность «найти» в песочнице артефакты. Воспоминания об этом событии продемонстрировали значительное забывание. Однако шестилетние дети, когда им были предъявлены подходящие стимулы, позднее вспомнили 87% информации, полученной во время посещения музея. По мере того как приходило осознание масштабов сексуального и физического насилия над детьми, вопрос о том, насколько хорошо дети запоминают разные события, приобретал все большее значение.
В таких делах доказательства, как правило, зависят от показаний одного ребенка или нескольких детей. Например, в 1983 году 36-летняя директор детского сада была обвинена в убийстве и в 12 эпизодах жестокого обращения с детьми преимущественно на базе свидетельских показаний 29 воспитанников этого детского сада. Когда детей просят предъявить доказательства таких травматичных событий, как физическое и/или сексуальное насилие, неизбежно возникает вопрос: лучше или хуже они помнят их, чем нейтральные или позитивные события?
Согласно теории подавления Фрейда (см. гл. 10), дети склонны подавлять воспоминания о травматичных событиях, вследствие чего им труднее вспомнить их, чем нетравматичные события. Однако в отличие от этого утверждения результаты большинства исследований памяти, представленные в этой книге, говорят о том, что нестандартные и значимые события, как правило, запоминаются лучше, чем обыденные и незначимые. Поскольку большинство травматичных событий одновременно и значимы и нестандартны, можно прогнозировать, что они должны запоминаться лучше, чем нетравматичные события.