Основы психологии.
Социокультурная теория
Ключевой постулат теории Хау и Кариджа заключается в следующем: Развитие когнитивного Я к концу второго года жизни (о чем свидетельствует визуальное самоузнавание) дает новую основу для организации систем памяти. Это когнитивное достижение позволяет нам увидеть возникновение автобиографической памяти и конец инфантильной амнезии (Howe & Courage, 1997). Тот факт, что когнитивное Я формируется незадолго до возникновения автобиографической памяти вскоре после второго года рождения ребенка (Fivush et al., 19784 Peterson, 2002), согласуется с этой теорией.
Однако она никак не указывает на то, что формирование когнитивного Я играет какую бы то ни было роль в возникновении автобиографической памяти. Более убедительные доказательства получены в результате исследования, авторы которого, работая с детьми в возрасте от 15 до 23 месяцев, нашли, что те из них, кто узнавал себя в зеркале, лучше запоминали личные события, чем дети, не узнававшие себя, в ходе тестирования языковых навыков (Howe, Courage & Edison, 2003). Авторы также проследили за группой детей от 15 месяцев до достижения ими возраста 23 месяца.
Никто из них не показал хороших результатов при тестировании памяти на личные события до того, как они начали узнавать себя. Необходимо также объяснить, почему дети в возрасте двух-трех лет способны запоминать автобиографические события и сохранять эти воспоминания в течение нескольких месяцев, но едва ли не поголовно забывают их к тому времени, когда становятся взрослыми. Одно из возможных объяснений заключается в том, что автобиографические воспоминания запоминаются очень надолго, если они часто воспроизводятся, а маленьким детям не приходится этим заниматься.
Социокультурная теория Социокультурная возрастная теория предлагает другое правдоподобное объяснение инфантильной амнезии (Fivush & Nelson, 2004). Согласно этой теории, в раннем развитии автобиографической памяти центральные роли играют язык и культура. Язык важен отчасти потому, что с его помощью мы сообщаем о своих воспоминаниях. О событиях, случившихся до того, как дети овладели языковыми навыками, потом трудно говорить. Использование языка родителями тоже очень важно как в тот момент, когда событие происходит, так и при его последующем обсуждении.
Нельсон сосредоточила свое внимание на общении матерей и детей во время посещения ими музея (Nelson, 1989). Эти контакты были разбиты на две категории — «свободное общение» и «практичные». Матери, которые придерживались свободного стиля общения, связывали то, что они видели в музее, с тем, что уже раньше видели и обсуждали с детьми.
В отличие от них матери, которые придерживались практичного стиля, задавали детям вопросы, например: «Как ты думаешь, для чего можно использовать эту вещь?», «Как ты думаешь, из чего сделана эта статуя?» Когда память о посещении музея тестировалась спустя неделю, оказалось, что матери и дети из первой группы ответили в среднем на 13 из 30 вопросов, тогда как матери и дети из второй группы ответили только на пять вопросов.