Основы психологии.
Инфантильная амнезия
Он утверждал, что инфантильная амнезия есть следствие подавления, при котором такие опасные мысли и опыты, как сексуальное влечение к родителям, «загоняются» в подсознание. Выражаясь конкретнее, Фрейд утверждал, что подобные угрожающие воспоминания превращаются в более безопасные воспоминания (он назвал их «покрывающими воспоминаниями»).
Это волнующая теория, но она не имеет подтверждения. Наиболее очевидная проблема заключается в том, что она не может объяснить, почему молодые люди и взрослые не могут вспомнить,позитивные и нейтральные события из своего раннего детства, несмотря на то что подобные события не должны были стать предметом подавления. В последние годы появились две впечатляющие теории инфантильной амнезии и формирования автобиографической памяти.
Первая теория подчеркивает роль развивающегося когнитивного (познающего) Я (Howe & Courage, 1997), вторая теория исходит из того, что в развитии автобиографической памяти важнейшую роль играют социальные и культурные факторы (Fivush & Nelson, 2004). Мы рассмотрим эти теории по очереди.
Познающий Я
Согласно этой теории, автобиографическая память развивается у детей только после того, как у них сформировалось чувство Я, с которым могут происходить события, имеющие личное значение (Howe & Courage, 1997). Есть свидетельство в пользу того, что чувство Я формируется к концу второго года жизни. Так, было проведено исследование с участием маленьких детей, которым исподтишка сначала наносили на носы красные пятнышки, а потом их подводили к зеркалу (Lewis & Brooks-Gunn, 1979).
Тот факт, что они узнавали свои изображения и прикасались к собственным носам, а не к отражениям в зеркале, трактуется как доказательство хотя бы некоторого самосознания. Практически никто из детей моложе одного года не демонстрирует даже признаков самосознания, тогда как 70% детей в возрасте от 21 до 24 месяцев демонстрируют их. Визуальное самоузнавание сочетается с другими методами оценки развития представлений о самом себе.
Льюис и Рамсэй оценивали способность детей разного возраста к визуальному самоузна- ванию, к использованию личного местоимения «я» и к перевоплощению, притом они утверждают, что для того, чтобы ребенок мог «прикинуться кем- то другим», у него должно быть хотя бы в некоторой степени развито чувство Я (Lewis & Ramsay, 2004).
Большинство детей разного возраста, которые использовали личное местоимение и участвовали в игре, требовавшей перевоплощения, продемонстрировали и способность к визуальному самоузна- ванию. Следовательно, визуальное са-моузнавание — валидный метод оценки уровня развития самосознания.