Основы психологии.
Обзор исследований автобиографической памяти детей
Сначала она рассмотрела исследования, в которых автобиографические события оценивались в течение 12 месяцев после того, как они произошли. Полученные результаты подтверждают и дополняют результаты, представленные в Fivush, Gray & Fromhoff, 1987, что позволяет говорить о том, что двухлетние дети, возможно, имеют некоторую ограниченную автобиографическую память на события, случившиеся несколькими месяцами раньше.
Затем Петерсон (Peterson, 2002) рассмотрела исследования, в которых память о событиях оценивалась спустя 1-2 года после того, как они произошли. Как правило, воспоминания ребенка о событии зависели от его возраста в тот момент, когда оно произошло. Так, Петерсон и Райдаут изучали маленьких детей, поступивших в отделение скорой помощи в связи с травмой (Peterson & Rideout, 1998). Воспоминания детей об их травмах и о пребывании в госпитале оценивались через 6 месяцев, через 1 год и через 1,5-2 года.
Дети, которым в момент госпитализации был всего год, помнили об этом событии гораздо меньше, чем дети, которым было два года. Спустя 18 месяцев после госпитализации половина детей, которым на тот момент было 12-18 месяцев, не могли вспомнить вообще ничего. Решающим фактором, определявшим, что дети могли вспомнить о своем пребывании в госпитале, являлась степень владения ими языковыми навыками на тот момент, когда состоялась госпитализация. И наконец, в последнюю очередь Петерсон рассмотрела исследования, авторы которых оценивали детские воспоминания о событиях по прошествии более четырех лет после них.
Чрезвычайно большое значение имел возраст ребенка в момент события. Так, группа исследователей изучала долговременные воспоминания детей о медицинской процедуре, которая называется цистоуретрографией во время мочеиспускания и сопровождается неприятным, болезненным контактом с гениталиями (Quas, Goodman, Bidrose, Pipe, Craw & Ablin, 1999). Никто из детей, которым в это время было два года, ничего не помнил об этой процедуре, и лишь половина из тех, кому тогда было три года, вспомнили о ней и спустя несколько лет.
В отличие от них примерно 70% детей, которые перенесли эту процедуру в возрасте четырех лет, помнили ее и через несколько лет, как и те, кому в то время было пять или шесть лет. Воспоминания детей, помнивших эту процедуру, и через несколько лет были такими же точными, как и через более короткие промежутки времени. Симкок и Хейн отмечали, что память маленьких детей, как правило, оценивается на основании словесных сообщений (Simcock & Наупе, 2003).
Если маленькие дети мало говорят о событии, которое произошло с ними, трудно решить, связано ли это с тем, что они плохо помнят его, или с тем, что они не могут выразить словами свои воспоминания. Учитывая ограниченные языковые навыки маленьких детей, весьма вероятно, что исследования, основанные исключительно на словесных сообщениях, недооценивают того, что маленькие дети действительно помнят.