Основы психологии.
Основной экспериментальный подход
У одиннадцатилетних детей механическая память развита гораздо лучше, чем у пятилетних. Смысловая память тоже улучшается с возрастом, и дети извлекают больше смысла из информации, подлежащей запоминанию (см. обзор Brainerd & Reyna, 2004). Например, предположим, что испытуемым предъявлен перечень, в котором представлены по четыре объекта из шести категорий (в том числе животные с четырьмя конечностями и предметы мебели), и затем следует тест на свободное воспроизведение (нужно записать выученные слова в произвольной последовательности).
В отличие от детей моложе 10-11 лет взрослые, как правило, воспроизводят перечень по категориям (Bjorklund & Jacobs, 1985). Вас, наверное, удивляет, почему до сих пор ничего не сказано об исследовании, результаты которого позволяют говорить о том, что с возрастом количество ошибок, связанных с памятью, возрастает.
В соответствии с Brainerd & Reyna, 2004 это чаще всего происходит при следующих обстоятельствах:
• при выполнении задания, связанного с научением, дети старшего возраста формируют больше смысловых следов, чем маленькие дети;
• тестирование памяти требует механического воспроизведения или распознавания;
• с развитием смысловой памяти увеличивается вероятность ложного воспроизведения или распознавания информации, очень близкой по смыслу той информации, которая подлежала запоминанию.
Основной экспериментальный подход использует парадигму Дизе — Реди- гера — Макдермотта (Roediger & McDermott, 1995) (см. гл. 6), которая заключается в том, что испытуемым предъявляют перечни слов, составленные особым образом: выбирается какое-то общеупотребительное слово (например, «доктор») и 15 слов, наиболее тесно связанных с ним (например, «медсестра», «больной», «госпиталь», «пациент»).
Затем предъявляют эти 15 слов (но не исходное слово!), после чего следует тест на свободное воспроизведение или на распознавание. Экспериментаторов более всего интересует, в какой мере испытуемые неправильно воспроизведут или распознают исходное слово «доктор». Усредненные результаты нескольких экспериментов представлены на рис. 12.7.
Как вы видите, и ложное воспроизведение, и ложное распознавание стабильно возрастают по мере того, как ребенок становится старше. С возрастом у детей развивается семантическая обра-ботка информации, вследствие чего дети старшего возраста более, чем дети младшего возраста, склонны концентрировать внимание на исходном слове «доктор», когда им предъявляют связанные с ним слова.