Основы психологии.
Механическая и смысловая память
Объем всех основных компонентов системы рабочей памяти в детстве увеличивается, становясь старше, дети приобретают больше знаний, чаще прибегают к использованию эффективных стратегий памяти и начинают лучше осознавать систему собственной памяти (метапамять). Как уже отмечалось выше, все эти факторы взаимосвязаны.
Рассмотрим три примера.
Во-первых, рассмотрим свидетельство в пользу того, что объем фонологической петли, оцененной по объему цифровой памяти, увеличивается по мере того, как ребенок взрослеет (Gathercole et al., 2004а). Один из способов увеличения объема цифровой памяти заключается в использовании стратегии объединения цифр в группы по три цифры в каждой (Ryan, 1969).
Во- вторых, одна из причин, по которым метапамять влияет на эффективность памяти, заключается в том, что дети с хорошим знанием систем собственной памяти гораздо чаще выбирают надлежащие стратегии научения, чем дети, не имеющие подобных знаний.
В-третьих, по мере того как дети взрослеют, они все чаще при-бегают к использованию организационных стратегий (например, сначала распределяют слова по категориям, а потом заучивают их). Возможно, одна из причин этого заключается в том, что накопленные знания облегчают им выявление смысловых связей между словами.
Механическая и смысловая память Можно ли сказать, что по мере взросления ребенка декларативная память демонстрирует прогресс при выполнении всех заданий? Нет, нельзя, и полезно обсудить обстоятельства, при которых по мере того, как ребенок взрослеет, его декларативная память на самом деле становится более подверженной ошибкам. Ключевое исследование в этой области основано на теоретическом подходе, который разра-ботали Брэйнерд и Рэйна (Brainerd & Reyna, 2004), утверждающие, что в памяти существуют следы двух типов.
Следы первого типа — механические, содержащие точную и подробную информацию о стимулах, которые нужно запомнить (например, шрифт, которым напечатано подлежащее запоминанию слово). Следы второго типа — смысловые; они могут содержать большой объем семантической информации о стимуле, который нужно запомнить (например, связь слова «Франция» с информацией о том, что она производит много вина и сыра). Следовательно, механические следы отражают «фактический» опыт того, кто учится, а смысловые следы — «понимание» им его собственного опыта.