Основы психологии.
Базовый объем
Есть немало свидетельств в пользу того, что система рабочей памяти играет решающую роль в обработке информации и в выполнении огромного числа заданий (см. гл. 2). Позднее Баддли идентифицировал четвертый компонент — эпизодический буфер, который объединяет информацию из фонологической петли, ввода зрительно-пространственной информации и долговре-менной памяти и хранит ее сравнительно короткое время.
Учитывая важность системы рабочей памяти, интересно выяснить, существуют ли какие-либо возрастные изменения в некоторых (или во всех) ее компонентах. Мы не станем рассматривать эпизодический буфер, ибо пока что не располагаем достаточным количеством информации, касающейся возрастных изменений его объема. Наиболее тщательное изучение возрастных изменений трех компонентов рабочей памяти было выполнено с участием девочек и мальчиков в возрасте от 4 до 15 лет, которые выполняли ряд заданий, релевантных рабочей памяти (Gathercole, Pickering, Ambridge & Wearing, 2004a).
Ниже приводятся примеры тестов, которые авторы использовали для оценки каждого из компонентов.
• Фонологическая петля. Тест на воспроизведение цифр, в котором устные перечни разных цифр должны быть воспроизведены в правильной последовательности (объем цифровой памяти).
• Центральный оператор. Тест на обратное воспроизведение перечня цифр, похожий на тест объема цифровой памяти, но отличающийся от него тем, что цифры должны быть воспроизведены в обратном порядке.
• Ввод зрительно-пространственной информации. Тест зрительного паттерна, в котором испытуемым предъявляют плоскую решетку, состоящую из заштрихованных и незаштрихованных квадратов, и они должны вспомнить этот паттерн. Какие результаты получили авторы?
Во-первых, из года в год все три компонента рабочей памяти последовательно совершенствовались (рис. 12.4). Таким образом, объяснение общего усовершенствования памяти детей значительным увеличением объема этих трех компонентов представляется вполне обоснованным.
Во-вторых, структура рабочей памяти оставалась практически постоянной в течение всего периода детства. Это позволяет говорить о том, что даже у 6-летних детей фонологическая петля, ввод зрительно-пространственной информации и центральный оператор уже достаточно хорошо развиты.