Основы психологии.
Детская память
Не волнуйтесь, если вам трудно вспомнить что-либо относящееся к первым годам вашей жизни. Большинство людей помнят очень мало (если вообще что-либо помнят) из того, что произошло, когда им было меньше двух или трех лет.
Например, Рубин (Rubin, 2000) обобщил данные, представленные во многих исследованиях, посвященных изучению автобиографической памяти взрослых, т. е. памяти о тех событиях, которые имели место в прошлом. Из воспоминаний о событиях, которые происходили с разными людьми до одиннадцатилетнего возраста, воспоминания, относящиеся к возрасту до трех лет, составляют лишь 1%.
Обобщая эту информацию, можно сказать, что си-стемное изучение автобиографической памяти свидетельствует о дефиците памяти примерно до пяти лет. Этот феномен известен как инфантильная амнезия (другое называние — детская амнезия) (см. гл. 7). Хотя о существовании инфантильной амнезии известно очень давно, изучать ее и сегодня очень непросто.
Одна проблема заключается в том, что нелегко оценить точность воспоминаний взрослых людей, поскольку минуло уже не одно десятилетие с того момента, как якобы произошли события, о которых идет речь. Один из возможных способов решения этой проблемы заключается в том, чтобы сосредоточиться на важных событиях, которые могут быть точно датированы и подтверждены другими их участниками.
К таким событиям относится рождение брата или сестры, и именно оно стало предметом нескольких исследова-ний. В одном из них (Sheingold & Tenney, 1982) студентов колледжа и детей 4, 6, 8 и 12 лет просили вспомнить появление брата или сестры, когда им самим было от 3 до 11 лет. Им задавали такие вопросы: «Кто заботился о тебе, пока твоя мама была в госпитале?», «Дарили ли младенцу подарки?», «Дарили ли подарки тебе?»
Те же самые вопросы задавали матерям. Участники эксперимента, которым на момент события исполнилось хотя бы три года, на удивление хорошо помнили его, несмотря на то что с тех пор прошло довольно много времени (рис. 12.1). Однако дети, которым в этот момент было меньше трех лет, не помнили практически ничего о рождении брата или сестры, что является убедительным подтверждением факта существования инфантильной амнезии.
Дети, которым было менее трех лет, когда у них появились брат или сестра, не помнили об этом событии практически ничего, что подтверждает факт существования инфантильной амнезии. Поразительно, но дети, которым было больше трех лет, прекрасно помнили это событие.