Основы психологии.
Ривермидский поведенческий тест памяти
Этот подход отличается чрезвычайной прагматичностью, основанной на пристальном мониторинге пациента и систематическом вознаграждении его за релевантное поведение. Уилсон решила разработать оценочный метод, взяв за основу способность пациентов выполнять ряд практических заданий, требующих памяти, в том числе и таких, в которых, по наблюдению Уилсон и тех, кто ухаживал за пациентами, последние испытывают повседневные проблемы. В результате появился Ривермидский поведенческий тест памяти (RBMT), который включает задания, представленные в табл. 11.1.
Мы валидизировали этот тест, используя для этого большую выборку пациентов с черепно-мозговыми травмами, коррелировали результаты с сообщениями о провалах в памяти, полученными от психотерапевтов, которые наблюдали за ними в течение многих часов (Wilson, Cockburn, Baddeley & Hiorns, 1989b). Корреляция оказалась достаточно тесной, и, как и предполагалось, в том, что касается прогнозирования повседневных провалов в памяти, этот тест превосходил многие стандартные методы тестирования памяти.
Разумеется, самое серьезное испытание для метода тестирования, который надеется прогнозировать функционирование в повседневной жизни, — корреляция с поведением в повседневной жизни. Уилсон смогла достичь этого (Wilson, 1991), проследив за судьбой 43 пациентов с тяжелыми черепно-мозговыми травмами, которых она тестировала за 5-10 лет до этого. Критерием состояния пациента было для Уилсон то, в какой мере он может вести независимый образ жизни. Результаты представлены на рис. 11.7 вместе с эквивалентным прогнозом, основанным на стандартной клинической оценке — Шкале памяти Векслера (WMS). Как следует из рис. 11.7, RBMT прекрасно справляется с поставленной задачей, за исключением двух случаев, ни один из которых не является амнезией в чистом виде: один — это пациент с продолжительным дефицитом кратковременной памяти, а другой — редкий случай ретроградной амнезии без антероградной.
WMS прогнозирует повседневные проблемы гораздо хуже. Однако это вовсе не значит, что WMS — плохой тест, напротив, он чрезвычайно чувствителен к изъянам памяти, но не предназначен для прогнозирования проблем, возникающих в повседневной жизни. Необходимы тесты обоих видов, а также теоретически обоснованные методы измерений, способные анализировать природу наблюдаемого несовершенства памяти еще точнее, чем уже известные методы, и потенциально способные за счет идентификации сильных и слабых сторон пациентов облегчать их последующее лечение.
Изучение амнезии стимулируется важными клиническими проблемами, и полученная теоретическая и практическая информация обогащает наши представления о функционировании нормальной памяти. Это прекрасный пример плодотворного сотрудничества теории и практики. Об этом свидетельствует классический амнестический синдром, при котором у пациента могут быть большие проблемы с эпизодической памятью, но сохранились другие когнитивные способности, что расширяет наши представления о природе долговременной памяти.
Как правило, амнестический синдром свидетельствует о нарушении связей между височными долями, лобными долями и гиппокампом. Причины этого нарушения могут быть разные, включая алкогольный синдром Корсакова, билатеральное повреждение и инфекционные заболевания мозга, кислородное голодание. Хотя известна и амнезия в «чистой» форме, в большинстве случаев она сопровождается другими когнитивными проблемами.