Основы психологии.
Ранняя амнезия
Она признает, что семантическая память представляет собой остатки многих эпизодов. С течением времени способность воспроизводить события собственной жизни может быть утрачена вследствие забывания, но считается, что те черты, которые присущи по-вторявшимся эпизодам, могут воспроизводиться благодаря отдельному механизму. Хотя, судя по всему, эта модальная модель дает правдоподобное объяснение классического амнестического синдрома, я не понимал, как ее можно протестировать, и перестал заниматься амнезией.
Однако спустя несколько лет меня попросили выступить на симпозиуме, приуроченном к уходу на пенсию Элизабет Уоррингтон. В свое время мы с ней вместе работали, и я согласился. До этого я ничего не публиковал о своей умозрительной модальной модели амнезии и подумал, что мне представляется удобный случай вынести ее на суд квалифицированной аудитории. Несмотря на то что я по дороге на симпозиум по рассеянности забыл в поезде свои слайды, состоялась полезная дискуссия.
Вскоре после этого я был приглашен в Лондонский институт здоровья детей на консультацию к пациенту по имени Джон, и тогда я понял, что моя модальная модель амнезии, скорее всего, неверна или как минимум слишком проста. Ранняя амнезия Джону не повезло: он был недоношенным ребенком и первые недели своей жизни провел в инкубаторе. У него были проблемы с дыханием, следствием чего стали кислородное голодание и повреждение гиппокампа, которое оказалось единственным повреждением мозга, что весьма необычно.
Однако гиппокамп пострадал очень серьезно: он не только был в два раза меньше нормального, но и имел атипичную структуру. Когда Джону было около пяти лет, родители заподозрили, что у него проблемы с памятью, и, как оказалось, не ошиблись. Однако, несмотря на определенную амнезию, из-за которой мальчику было трудно обходиться без посторонней помощи, его интеллект превосходил средний уровень и у него была хорошая семантическая память. Более того, хотя способность Джона вспоминать явно оставляла желать много лучшего, результаты его тестирования на распознавание были в пределах нормы.
На рис. 11.4 представлены результаты тестирования Джона и двух его здоровых ровесников с помощью теста «Двери и люди» (Baddeley, Vargha-Khadem & Mishkin, 2001с). Этот тест был разработан для раздельного измерения зрительного и словесного воспроизведения и распознавания с последующим их объединением для получения общих визуальных оценок, вербальных оценок и сравнения воспроизведения с распознаванием.
Аналогичный уровень сохранившихся способностей был выявлен и в целом ряде других тестов на распознавание, что подтвердило более ранние наблюдения над Джоном и над другими похожими на него пациентами (Vargha-Khadem, Ga- dian & Mishkin, 2001), хотя результаты последующих исследований позволили предположить, что Джон демонстрирует не совсем нормальное распознавание (Gardiner, Brandt, Vargha-Khadem, Baddeley & Mishkin, 2006).