Основы психологии.
Контролирование сложных систем
Аналогичный результат был получен и при сравнении результатов выполнения контрольной группой и амнестическими пациентами двух заданий (Graf, Squire & Mandler, 1984). Одно задание было имплицитным и включало дополнение основы слова до целого, задание, в котором предъявлялся перечень слов (например, МЕТАЛЛ), а затем проводился тест, во время которого предъявлялись начальные буквы (например, ME—) и испытуемые должны были «догадаться», какое слово соответствует им.
Второе задание, воспроизведение с подсказкой, тоже включало предъявление основы слова, но на этот раз испытуемые должны были запомнить, какое слово было предъявлено. Между результатами двух групп была очевидная разница, когда испытуемые получали эксплицитную инструкцию запомнить, но ее не было при выполнении имплицитного задания на дополнение основы слова до целого. Навыки Коркин (Corkin, 1968) обратил внимание на то, что ГМ нормально выполнял задание, включавшее слежение за звездой в зеркале, задание, которое поначалу кажется чрезвычайно трудным, но к которому быстро адаптируешься.
Брукс и Баддли тестировали амнестических пациентов на координацию глаз — рука: в этом задании нужно сохранять контакт пера с движущимся объектом (Brooks & Baddeley, 1976). И у пациентов, и у участников контрольной группы благодаря практике координация глаз — рука улучшалась с одинаковой скоростью. Как следует из данных, представленных на рис. 11.2, такие новые перцептивные задания, как чтение слов, напечатанных в виде зеркальных изображений, осваиваются амнестическими пациентами и участниками контрольной группы практически с одинаковой скоростью (Cohen & Squire, 1980).
Контролирование сложных систем
Другая форма имплицитного научения включает такие чрезвычайно сложные навыки, как навыки, необходимые для усвоения искусственной грамматики или для контроля сложной системы, имитирующей работу фабрики, на которой производится сахар (см. гл. 4). Оказалось, что амнестические пациенты вполне способны усваивать подобные навыки (см. обзор Squire, Knowlton & Musen, 1993).
Гедоническая адаптация
Джонсон, Ким и Рисс (Johnson, Kim & Risse, 1985) заинтересовались феноменом, который заключается в том, что незнакомый опыт, например первое восприятие корейской мелодии, нередко оценивается негативно, но постепенно, после повторных предъявлений, в отзывах начинают преобладать позитивные суждения. Они наблюдали этот эффект у своих амнестических пациентов, которые тем не менее отрицали, что когда-либо раньше слышали эту мелодию.