Основы психологии.
Изучение амнезии
Я боялся, что, спросив у собеседника, как поживает его жена, услышу в ответ, что два года назад присутствовал на ее похоронах. Если у меня не было возможности немедленно сказать то, что пришло в голову, я забывал об этом и разговор переключался на другую тему. Со мной мало о чем можно было беседовать. Я плохо помнил текущие события и то, о чем читал в газете или видел по телевизору. Я забывал даже пикантные сплетни. В результате, чтобы не молчать, я вынужден был говорить о себе и о своем «состоянии». Разговоры со мной стали весьма утомительными (Meltzer, 1983).
В конце концов, проявив недюжинную настойчивость, Мельцер восстановился настолько, что смог вернуться к работе и опубликовать чрезвычайно полезную для врачей и медицинского персонала статью о проблемах, с которыми сталкивается человек, потерявший память. Изучение амнезии В отличие от большинства исследований в области когнитивной психологии изучение амнезии преимущественно зависит от клинических психологов, непосредственно взаимодействующих с пациентами. Приоритеты у всех медицинских центров разные, и исследователи, принадлежащие к разным научным школам, придерживаются разных подходов.
Как следует из описанного Брендой Милнер классического примера потери эпизодической ДВП больным ГМ (см. гл. 2), в Монреальском институте нейрологии для идентификации функций разных участков головного мозга и проведения нейрохирургической операции без нежелательных побочных эффектов потребовалось участие нейропсихолога. Подход, продемонстрированный Милнер, характеризуется повышенным вниманием к анатомической локализации и обращает меньше внимания на развитие теории в когнитивной психологии.
Вторым пионером в этой области была Элизабет Уоррингтон, работающая в Лондоне, в Национальном госпитале нервных болезней. Этот госпиталь — главный центр нейрологии Великобритании, и в него часто поступают больные с необычны-ми симптомами, которым нелегко поставить диагноз. В сферу научных интересов Элизабет входило установление связи между природой и локализацией дисфункции их мозга с формированием лучшего функционального понимания когнитивных проблем, демонстрируемых пациентами, и она нередко сотрудничала со специалистами, представлявшими основное течение в когнитивной психологии.
Подобное сотрудничество характерно и для Бостонского госпиталя ветеранов, третьей главной исследовательской группы, занимающейся проблемами амнезии, где клинический нейропсихолог Нельсон Баттерс работал вместе с когнитивным психологом Лэрдом Сермаком. Главная проблема, с которой сталкивался госпиталь, — лечение алкоголизма, который во многих случаях приводил к появлению синдрома Корсакова, главного источника амнезии алкоголиков. Синдром Корсакова — проблема, связанная с алкоголем и проявляющаяся в метаболизации витамина тиамина, которая, в свою очередь, приводит к нарушениям в таких участках мозга, как гиппокамп и средний мозг, играющих главную роль в эпизодической памяти.