Основы психологии.
Течение времени
Классический пример принадлежит Ивану Павлову, изучавшему условные рефлексы. Павлов обнаружил, что после прекращения слюноотделения (классический условный рефлекс) оно возобновлялось с новой силой через 20 минут (Pavlov, 1927). Павлов назвал это явление спонтанным восстановлением. Спонтанное восстановление представляет собой стабильный феномен, встречающийся в исследованиях условных эмоциональных реакций (Rescorda, 2004).
После угасания условной реакции спонтанное восстановление с течением времени усиливается, хотя, как правило, условная реакция своей первоначальной силы не достигает. Более того, по мере повторения цикла восстановление/угасание условная реакция с каждым разом становится все слабее. Спонтанное восстановление иллюстрирует тот факт, что воспоминания некоторых типов, которые кажутся забытыми, могут нежданно-негаданно вернуться. Аналогичные результаты были получены и для декларативной памяти. Мысль о том, что с течением времени память может улучшиться, возникла из исследований ретроактивной интерференции на основании гипотезы об аналогии между ретро-активной интерференцией и угасанием условных рефлексов (Underwood, 1948).
В частности, согласно гипотезе разучения (см. гл. 9), ассоциативная связь, существующая между стимулом и следом в памяти, ослабевает, если этот след ошибочно вспоминается, когда ищется другой след, и этот процесс сродни процессу угасания условного рефлекса. Если это действительно так, ретроактивная интерференция должна рассеиваться. В соответствии с этой гипотезой Ундервуд (Underwood, 1948) обнаружил значительную ретроактивную интерференцию после непродолжительных отсрочек, но результаты усвоения первого перечня улучшались после более продолжительных отсрочек.
С тех пор спонтанное восстановление наблюдалось многими авторами исследований ретроактивной интерференции (см. обзоры Brown, 1976 и Wheeler, 1995). Марк Уилер (Wheeler, 1995) описал несколько интересных случаев спонтанного восстановления эпизодической памяти. В одном из своих исследований он предъявлял студентам 12 фотографий, предоставляя им три возможности запомнить их. Затем студентам говорили, что это сделано для тренировки и что сейчас будут предъявлены «настоящие» перечни.
Затем они получали два дополнительных перечня из 12 фотографий, и после каждого следовало тестирование на свободное воспроизведение. После предъявления третьего перечня следовало тестирование самого первого перечня на сводное воспроизведение либо сразу же, либо через 30 минут. Как следует из данных, представленных на рис. 10.6, на воспроизведении из первого перечня сильно сказалась ретроактивная интерференция вследствие изучения двух вклинившихся перечней (по сравнению с контрольной группой, которая вместо того, чтобы заучивать второй и третий перечни, занималась нерелевантной отвлекающей деятельностью). Однако обратите внимание на то, что через 30 минут свободное воспроизведение первого перечня прошло лучше.